Презентация - Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных УУД на уроках географии в условиях ФГОС

227
просмотров
Презентации / География / Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных УУД на уроках географии в условиях ФГОС

Скачать презентацию Понравилось   |   0





Текст этой презентации

Слайд 1

«Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных УУД на уроках географии в условиях ФГОС»

Слайд 2

Актуальность.
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение учащимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Слайд 3

Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные).

Слайд 4

Этапы формирования учебных действий на уроках географии.
Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.  При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

Слайд 5

Учебные действия.
Предметные, географические умения
   Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли; Умения  ориентироваться  на     местности;   Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);   Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.
Универсальные учебные действия
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 6

1. Личностные  УУД
1. Личностные  УУД позволяют формировать готовность к жизненному и личностному самоопределению, знанию моральных норм, умению выделить нравственный аспект поведения. Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 7

Примеры заданий.
Задание № 1  «Верные – неверные утверждения»  Приём прогнозирования поможет развить способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Например: 1. Марс – самая маленькая планета земной группы. 2. Луна – единственный естественный спутник Земли. 3. Солнечную систему составляют только планеты. 4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. 5. Меркурий имеет мощную атмосферу.

Слайд 8

Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:
Работа с картой. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Слайд 9

Задание № 1: урок-практикум по теме «Географическая карта» Формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ориентироваться в окружающем мире с помощью карт атласа. Задания:  Вариант-1 (базовый уровень) 1. Определите географические координаты: водопад Виктория, город Каир (Обозначить на контурной карте названные географические объекты). 2. На каком расстоянии друг от друга находятся эти географические объекты? 3. В каком направлении от г. Каира находится водопад Виктория? Вариант – 2 (повышенный уровень) На контурной карте обозначьте найденные объекты: 1) 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69 ю.ш. и 91 з.д. Как он называется и в каком океане находится? 2) На большом острове, центральная часть которого расположения на 19 ю.ш. и 47 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте  определите, какой это остров. 3) На 80с.ш. и 14 в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия. Критерии оценки: умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Слайд 10

Слайд 11

Практические работы
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами

Слайд 12

Регулятивные действия
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто. В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д. В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи

Слайд 13

Регулятивные  УУД
Регулятивные  УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деяельности: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча­щимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — опреде­ление последовательности промежуточных целей с учетом ко­нечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с задан­ным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - оценка — выде­ление и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, - способность к волевому уси­лию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Слайд 14

Задание №1: «Масштаб». Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания. Материал: карточки с заданием, план местности, тетради, ручки, линейки. Инструкция: Можно ли построить дом между отдельно стоящим деревом и лиственным лесом? Задание. Используя численный масштаб, перевести его в именованный масштаб и решить задачу. Рассчитать расстояние от отдельно стоящего дерева до лиственного леса. Критерии оценивания: постановка целей; умение предвидеть возможные результаты своей деятельности; самоконтроль и оценка своей деятельности.

Слайд 15

Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания

Слайд 16

Работа с текстом учебника.
Примеры: - уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); - поставь вопросы к данному абзацу; - составь суждение по тексту параграфа…; - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию) по…; - создай диаграмму, схему; - составь набор понятий темы…; - составь предложения по теме…, используя слова «так, как», «потому что», следовательно,», «если, то»; - зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов; - составь разные предложения с одним и тем же понятием 

Слайд 17

6 класс
В результате использования разнообразных видов практических работ, формируется навык составления и распознавания диаграмм,

Слайд 18

-Прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы. Муссоны Зимой дует с суши на море он, Ветер, который зовется муссон. А летом все делает наоборот- С моря на сушу берет разворот. -Как называется ветер? – Что такое муссон? – В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек) – В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия, в России на Дальнем Востоке.) - Исследуйте механизм образования муссонов и бризов.