Презентация - Музеи Санкт-Петербурга

9,917
просмотров
Презентации / История / Музеи Санкт-Петербурга

Текст этой презентации

Слайд 1

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 1

Музеи Санкт-Петербурга
Презентация по истории Санкт-Петербурга
Подготовлена преподавателем истории Боркуновой Е.С.

Слайд 2

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 2

«Кунсткамера»
Университетская набережна, дом 3.

Слайд 3

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 3

Слайд 4

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 4

Слайд 5

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 5

.
Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе  Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и эпох. Кунсткамеры как собрания редкостей стали возникать в Европе еще в XV–XVI вв. – то есть в эпоху Возрождения – в связи с ростом научно-естественных знаний и интереса к прошлому. Первоначально в кунсткамерах коллекционировались редкие и необычные находки первых научных экспедиций, старинные инструменты, предметы быта, произведения прикладного искусства. Эти редкости тематически практически не группировались и были рассчитаны скорее на поражение воображения посетителей, чем на их просвещение или расширение их образования. Многие кунсткамеры были принадлежностью княжеских домов в Западной Европе, поскольку демонстрировали «ученость» и богатство их владельцев. Петр I не копил сокровища. Он ставил перед собой просветительские задачи – приобрести посредством любопытных экспонатов, «натуральных и искусством созданных» «в натуральной истории систематическое понятие». Идея создания в России своего собрания диковинок пришла Петру I во время путешествия в европейские страны в составе Великого посольства 1697–1698. Именно тогда он закупил в Голландии первые экспонаты – чучела птиц, рыб, насекомых и нескольких заспиртованных уродцев и анатомических препаратов. В Голландии вместе с уникальными рецептами бальзамирования трупов Петр закупил целиком так называемый «Кабинет Фредерика Рюйша», по сей день – несмотря на 300-летнюю давность – поражающий качеством сохранности экспонатов – отдельных органов, головок младенцев, мелких животных и птиц.

Слайд 6

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 6

«Эрмитаж»
Дворцовая площадь, дом 2.

Слайд 7

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 7

Слайд 8

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 8

Слайд 9

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 9

В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей – Государственный ордена Ленина Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней. По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Большой многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже. «В одном ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев и уникальный фрагмент древней ткани, монументальная скульптура и филигранно тонкие ювелирные изделия, неолитические наскальные изображения и графические листы ХХ столетия, памятники древности и современности»[1]. Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций – все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего 1764 год принято считать датой основания Эрмитажа. Тогда в собственность императрицы Екатерины II из Берлина поступила коллекция крупного негоцианта Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской казне, он предложил вместо денег богатейшее собрание западноевропейской живописи, включавшее 225 картин. Коллекция Гоцковского положила начало систематическому собирательству художественных ценностей и составила ядро будущего музейного собрания, хотя еще в начале 60-х годов XVIII века много художественных ценностей – картин, скульптуры, разных камней, гобеленов, принадлежащих императорской семье, - находилось в Зимнем дворце. В настоящее время Зимний дворец у нас, прежде всего, ассоциируется с Эрмитажем. Он доминирует в ансамбле из пяти музейных зданий. «…парадный и величественный вид так соответствует масштабам и значению музея, что невольно кажется, будто дворец предназначался для размещения музейных коллекций».[2] Однако, Зимний дворец, возведенный в 1754-1762 гг. известным русским архитектором Б. Растрелли, до февраля 1917 года был резиденцией царя и лишь в 1920-1930-х годах был передан музею. А зданием, – основоположником Эрмитажа можно считать Малый Эрмитаж, выстроенный в 1764-1755 годах по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и Ж.-Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом. Здание Малого Эрмитажа, как и все остальные здания этого музейного комплекса, само является уникальным явлением. «С присущей ему сдержанностью и простотой архитектурного решения оно является выдающимся произведением раннего классицизма»[3]. Создавая Малый Эрмитаж, архитекторы стремились удачнее соотнести фасад этого павильона с фасадом Зимнего дворца. В дальнейшем и все соседние здания строились с тем же расчетом. Высота крыш, расположение окон, сильно выступающие карнизы над бельэтажем должны были создать единые линии, которые связывали разные по протяженности и оформлению здания в стройный ансамбль. Название этого здания связано с его первоначальным назначением. Здесь проходили дворцовые приемы, но особого, интимного плана. Екатерина II приглашала сюда избранный, узкий круг друзей и приближенных, всячески подчеркивая непринужденный, неофициальный характер этих приемов. От французского слова l’hermitage, то есть «приют отшельника», здание, а позже и весь музей получили название «Эрмитаж».

Слайд 10

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 10

«Государственный Русский Музей»
Инженерная улица, дом 4.

Слайд 11

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 11

Слайд 12

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 12

Слайд 13

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 13

Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Он открылся 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России государственным музеем русского искусства. Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век. Ежегодно в стенах музея проходит около 30 временных выставок, ко многим из них издаются каталоги, альбомы, буклеты. Музей размещается в четырех зданиях, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Это - Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея - Михайловский дворец с корпусом Бенуа. Михайловский дворец Михайловский дворец относится к тем петербургским ансамблям, которые определяют парадный фасад северной столицы. Красивое название он получил по имени владельца - великого князя Михаила Павловича (1798-1849), младшего брата Александра I. Император утвердил местоположение дворца в самом центре города, вблизи Невского проспекта. В выборе дворцового строителя Александр I остановился на архитекторе Карле Ивановиче Росси (1775-1849). Торжественная закладка состоялась в 1819 году. В 1825 году завершены все работы. Великолепное здание стало центром совершенно нового ансамбля с площадью, обширным садом и вновь проложенными улицами. В 1895-1898 годах архитектор В.Ф. Свиньин перестроил Михайловский дворец под музей. Навсегда нами утрачено убранство многих интерьеров. Тем не менее и сегодня, попадая в Михайловский дворец, невольно вспоминаешь добрые слова одного из современников зодчего Росси. Английский ученый Гринвиль сказал: "Дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде". Строгановский дворец Строгановский дворец в городе на Неве - один из выдающихся памятников европейской архитектуры. Его фасады - шедевр русского барокко, а интерьеры, принадлежащие к разным периодам и стилям, представляют собой энциклопедию петербургской архитектуры XVIII - XIX века. Мраморный дворец Мраморный дворец - построен в 1768-1785 годах архитектором А. Ринальди по заказу императрицы Екатерины II для ее фаворита графа Григория Орлова. А. Ринальди в Мраморном дворце воплотил лучшие достижения европейской архитектуры. Декоративную отделку камнем, кроме фасадов, сохраняют интерьеры Парадной лестницы с аллегорическим ансамблем мраморной скульптуры работы Ф. Шубина и Мраморный зал с уникальным для России каменным убранством стен, включающим мраморы карельских и уральских месторождений, и различные цветные камни Италии. Михайловский (Инженерный) замок Михайловский замок (1797-1801) в Петербурге - уникальный памятник русской архитектуры. Среди знаменитых императорских и великосветских дворцов XVIII века он занимает особое место. С 1797 по 1801 годы он возводился для императора Павла I. Дворец, построенный на рубеже двух столетий, воплотил в себя все самые лучшие достижения архитекторов и строителей Петербурга. В здании был создан уникальный ансамбль парадных интерьеров, среди которых особо выделялись Тронный и Воскресенский залы, Зал Антиков, галерея Рафаэля и Георгиевский зал.

Слайд 14

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 14

«Артиллерийский музей»
Кронверкский пр-кт, дом 45.

Слайд 15

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 15

Слайд 16

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 16

Слайд 17

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 17

Прогуливаясь по Александровскому парку Санкт-Петербурга, нельзя обойти стороной Артиллерийский музей. Уже подходя к воротам Арсенала, прохожие могут наблюдать прямо на улице выставленную экспозицию из числа экспонатов учреждения. Более 200 образцов военной техники расставлено на открытой площадке перед зданием. Большая часть экспонатов, где имеются как образцы древнего орудия, так и современного разместилась в стенах, занимая площадь в 17 000 кв. метров. Пройдя по его многочисленным залам, можно наблюдать эволюцию оружия. Как далеко ушел прогресс. А когда-то все начиналось со старославянских мечей и пищалей. И как им далеко до современных орудий, ракетных установок.    Что касается истории, то датой основания Артиллерийского музея считается 1703 год. Если в мае закладывается крепость и появляется северная столица - Санкт-Петербург, то уже в августе этого же года Петр Первый велит построить помещение для сбора артиллерийских орудий. Чтобы донести до наших предков славу воинской доблести, оружейного мастерства. В Цейхауз со всех сторон доставлялись древние экземпляры оружия, доспехи. Среди них были образцы русского военного мастерства, а так же иностранного происхождения. Обычно их получали в качестве трофеев во время сражений. В 1965 году учреждение расширяется, пополняется новыми экспонатами из других фондов и переименовывается в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Сегодня ВИМАИВиВС имеет большую коллекцию экспонатов, размещенную в 13 залах. Она насчитывает более 850 тысяч единиц. Кроме артиллерийского вооружения коллекция содержит все образцы холодного, стрелкового оружия, боеприпасы, снаряжение военных связистов, арсенал военно-инженерной техники. Совершая экскурсии можно познакомиться с одеждой солдат и офицеров всех времен. Увидеть боевые знамена, награды и отличительные знаки.    Для полноты представления экспозиция дополнена картинами и гравюрами, где изображены моменты боевых сражений. Портреты и скульптуры знаменитых полководцев, царственных особ, воинов-героев украшают многочисленные залы. Здесь же размещены портреты художников-баталистов. В числе раритетов представлено личное оружие Наполеона Бонапарта, Николая II, Александра I, и других царственных особ, великих полководцев.    Для посетителей музея проводятся обзорные и тематические экскурсии. Они позволяют узнать много интересного об истории артиллерии, ракетного вооружения, войсках связи, начиная от их истоков и до современных дней.

Слайд 18

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 18

«Летний сад»
Кутузова набережная, дом 2.

Слайд 19

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 19

Слайд 20

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 20

Слайд 21

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 21

В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал значительно более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти разделялись каналом. Сейчас на месте канала– широкая аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу. Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал территорию, ныне ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами Итальянской и Садовой. Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от берега Невы, простирался почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько поодаль, у Фонтанки, размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался Итальянским (и отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902 года, называлась Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на участке между зданием филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом 36). Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11, 7 гектара, его отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту архитектора Ю. М. Фельтена (как уже сказано, сына повара Петра 1) при участии П. Е. Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита, увенчанные вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей в воздухе решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград. Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387 деревьев), но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада начались в 1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли подстриженные деревья. В саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты басен Эзопа), и питавшая их река получила в 1719 году название Фонтанки. Наводнение 1777 года уничтожило эти водометы. Для убранства сада со всех концов России и из западно-европейских стран доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр 1 не жалел средств для Летнего сада– центра общественно-культурной жизни Петербурга того времени. Привлекает выполненная скульптором П. Бараттой в 1722 году по специальному заказу Петра 1 стоящая перед северным фасадом Летнего дворца группа "Мир и изобилие"–аллегорическое изображение победы России в Северной войне. Центральная фигура изображает Россию в виде молодой женщины с рогом изобилия и опрокинутым факелом, символизирующим окончание Северной войны со Швецией. Рядом–крылатая богиня Победа, венчающая Россию лавровым венком. В другой руке Победа держит пальмовую ветвь– символ мира, ногой она попирает поверженного льва.

Слайд 22

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 22

Одно из старейших изваяний Летнего сада –бюст Яна Собесского, польского короля, который прославился своими победами над турками. Разгром войском Яна Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной вернул польскому народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу. Примечателен бюст Агриппины. Эта римская императрица оставила о себе недобрую славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала со своего пути мужа– императора Клавдия и возвела на престол сына –Нерона, рассчитывая при нем править империей. Однако Агриппина была убита по приказу Нерона. Изваяние императрицы помогает представить себе ее психологических образ. Ощутима эмоциональная напряженность скульптуры. Привлекательна установленная вблизи террасы у Лебяжьего канал скульптурная группа "Амур и Психея". Один из мифов Древнего Рима (пересказанный Апулеем) повествует, что Психея стала супругой бога любви Амура. Но она лишь в темноте встречалась со своим избранником и никогда не видела его лица. Злые сестры внушили Психее, что муж ее–отвратительное чудовище. Ночью Психея зажигает светильник, чтобы взглянуть на мужа и убить его ударом кинжала. Но на брачном ложе она видит прекрасного Амура, и ненависть уступает место любви… Это изваяние создано в конце XVII века, автор его неизвестен. Скульптурная группа симметрична: откинувшийся влево спящий Амур и Психея, склонившаяся к нему, так порывиста, что кажется, трепещет в воздухе край ее плаща. Вся эта композиция– характерный образец стиля барокко. А "в углу между Фонтанкой и Невою" (говоря словами С. Я. Маршака) стоит двухэтажное здание Летнего дворца, построенное по проекту архитектора Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Внутренняя планировка каждого из этажей одинакова–и в первом, и на втором этаже по шести залов, кухне, коридору и комнате для дежурных денщиков или фрейлин. В первом этаже были комнаты Петра, на втором–его жены Екатерины. Хорошо сохранились отделанная изразцами кухня, вестибюль, украшенный художественной резьбой, архитектурное убранство Зеленого кабинета на втором этаже, изразцовые печи и живопись на потолках. В экспозиции дворца-музея представлены подлинная одежда Петра 1, токарные станки, сконструированные А. К. Нартовым– выдающимся механиком петровского времени. Нередко организуются выставки в изящном "Кофейном домике", построенном в 1826 году. На площадке вблизи южных ворот Летнего сада на высоком пьедестале из темно-красного порфира в 1839 году была установлена декоративная ваза–подарок шведского короля Николаю 1. Это украшение было выполнено в шведском городе Эльфдалене из местного порфира. Общая высота вазы (с пьедесталом)– 4 метра 85 сантиметров. Ваза не монолитна – она собрана из пяти отдельно выполненных частей. В 1855 году в Летнем саду открыли памятник великому баснописцу И. А. Крылову (скульптор П. К. Клодт). Это первый в России памятник литератору. Пьедестал украшен горельефами на сюжеты крыловских басен "Лисица и виноград", "Демьянова уха", "Фортуна и нищий", "Квартет", "Ворона и лисица", "Мартышка и очки". Мемориальная доска на ограде Летнего сада у Невы отмечает место, где в апреле 1866 года террорист Д. В. Каракозов стрелял в Александра II.  

Слайд 23

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 23

Музей «Крейсер Аврора»
Петроградская набережная.

Слайд 24

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 24

Слайд 25

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 25

Слайд 26

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 26

Аврора. Эти два слова для тех, кто родился и жил в советскую эпоху были очень знаменательными. Ведь именно залп Авроры поКрейсер служил сигналом для штурма Зимнего в 1917 году. Сегодня боевой корабль 1-го ранга пришвартован у Петровской набережной напротив мореходного училища им. Нахимова. Для наших дедов он был символом революции, для нас музей. Но не одним лишь участием в октябрьском вооружённом восстании знаменит этот крейсер.        Всё возраставшая германская угроза вызвала новый виток вооружений на Балтике. В плане корректировки принятой в 1881 году двадцатилетней судостроительной российской программы, были заказаны три крейсера: Диана, Паллада, Аврора, прототипом которых являлся новейший английский крейсер Тэлбот. Названия для кораблей выбирал лично император. Аврора - так в честь богини утренней зари был некогда назван доблестный фрегат, который отличился ещё во времена Крымской войны 1853-1856 гг. Новенький крейсер и был назван в честь того боевого корабля. Будучи заложенным в 1897 году, уже через три года крейсер Аврора был торжественно, в присутствии императора и его семьи, спущен на воду. Боевое крещение экипаж корабля в количестве 570 человек принял в Цусимском сражении (май 1905 г.), поскольку крейсер был переброшен на Дальний Восток.        Возвратившись после окончания русско-японской войны на Балтику, крейсер Аврора некоторое время ходил как учебный корабль, где проходили практику гардемарины. С 1906 по 1912 гг. крейсер побывал в портах многих стран мира. С начала Первой Мировой войны Аврора принимает участие в боевых действиях. Пострадавший в боях корабль отправляется в конце 1916 года на ремонт в г. Петроград. Его экипаж принимает активное участие в революционных событиях, а затем и в гражданской войне. Во время активного наступления армии Юденича крейсер планировали затопить, дабы преградить путь кораблям интервентов.

Слайд 27

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 27

23 февраля 1923 года, в день Красной армии, Аврора вошла в состав учебных кораблей Балтийского флота. Корабль снова много плавает, посещает порты зарубежных государств, в 1924 г. он был награжден Красным знаменем, а в 1927 г. - орденом Красного Знамени. Через 33 года её снова наградят - орденом Октябрьской Революции, на котором изображён сам крейсер. Таким образом, Аврора станет единственным в России дважды орденоносным кораблём. С первых дней Великой Отечественной войны экипаж крейсера встал на защиту Ленинграда. Весь период блокады Аврора стояла в порту Ораниенбаума, подвергаясь обстрелам и бомбардировкам. Её корпус получил серьёзные пробоины и сел на грунт, но немногочисленный на тот момент экипаж самоотверженно боролся за свой корабль. После снятия блокады крейсер был поднят и поставлен в ремонт. С 1948 года его снова использовали как учебную базу Ленинградского нахимовского училища.    В 1956 году было решено основать на борту легендарного крейсера музей военно-морской и революционной славы, а в экспозиции этого необычного музея-крейсера хранить экспонаты, которые подробно в деталях помогут проследить его славную историю: документальные фотографии, корабельные предметы и документы, которые представляют собой немалую историческую ценность. К концу 70-х годов корпус крейсера пришёл в аварийное состояние. Несмотря на протесты историков русского флота, стремившихся сберечь уникальный памятник морской техники и истории, было решено заменить подводную часть крейсера.        Она была демонтирована, в днище загрузили отремонтированное оборудование. Котлы были заменены макетами, но машина была сохранена. Часть брони корабля направили на изготовление памятных сувениров. Остальная часть крейсера утилизована не была и находится по сей день в полузатопленном состоянии у н.п. Ручьи Кингисеппского района. Весной 1987 года на крейсер прикрепили части подлинного корпуса, установили надстройки, мачты и трубы. Реконструкция помещений проводилась в целью максимального воссоздания их первозданного вида. К августу 1987 года восстановление крейсера, стоившее 35 миллионов рублей, было окончено. Знатоки отмечают некоторые неточности в проведенной реконструкции и отличия крейсера по сравнению с его обликом в 1917 году. Аврору установили на прежнее место вечной стоянки, привязав к берегу металлическими штангами-помочами и соединив с городскими коммуникациями.        В музее сегодня хранится более 500 уникальных экспонатов. Экспозиция расположена в шести помещениях корабля. Для посещения экскурсионных групп открыты боевая рубка, котельное и машинное отделения.

Слайд 28

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 28

Музей «Фаберже»
Набережная реки Фонтанки, дом 21.

Слайд 29

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 29

Слайд 30

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 30

Слайд 31

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 31

В отреставрированном Шуваловском дворце открывается крупнейший в России частный музей Карла Фаберже. В его основе – уникальная коллекция произведений ювелира, в том числе и девять знаменитых пасхальных яиц.      Дом Фаберже – ювелирная компания, основанная в 1842?году в Петербурге. Когда-то ее изделия восхищали Александра III. Часть экспонатов хранились в Эрмитаже. Но в первые годы советской власти часть коллекции была уничтожена, а часть продана за границу.      Основу экспозиции составят предметы из коллекции американского медиамагната Малькольма Форбса, который полвека собирал изделия фирмы Фаберже. Девять лет назад всю коллекцию неожиданно купил фонд «Связь времен», владельцем которого является Виктор Вексельберг.
Для создания в России частного музея Фаберже фонд осуществил масштабную реставрацию дворца, полностью восстановив уникальные исторические интерьеры. Под 8 слоями красок была обнаружена уникальная темперная живопись. Двери, окна и элементы декора из ценных пород дерева – чинара, ореха, дуба – бережно очистили от многочисленных слоев краски и лака. Восстановлена позолота, люстры, мраморные камины, панно и скульптуры. Данный музей составит достойную конкуренцию другим музеям Петербурга.

Слайд 32

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 32

«Зоологический музей»
Университетская набережная, дом 1.

Слайд 33

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 33

Слайд 34

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 34

Слайд 35

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 35

В годы правления Петра Первого, а если точнее, то в 1714 году на Васильевском острове был построен "Музей фауны". Сначало музейных экспонатов было очень мало. Большая часть, поступившая из Кунсткамеры, пришла в негодность. Сохранились лишь спиртовые и остеологические материалы, кораллы, раковины. Но со временем коллекция разрослась. Экспонаты стали привозить русские ученые из экспедиций. Часть покупалась либо обменивалась. Многое сюда поступило в результате пожертвований сознательных граждан. Сейчас музейная коллекция насчитывает около 30 000 экспонатов. Все богатство размещается в 3 крупных залах общей площадью 6 000 кв.м.    Все материалы систематизированы и располагаются в помещениях согласно зоологической классификации. Здесь имеется абсолютно все, начиная от простейших и заканчивая приматами. Наиболее богата коллекция птиц, а коллекция млекопитающих вообще заняла весь третий зал.    Посетителям очень интересны чучела и скелеты уже вымерших животных и морских представителей фауны. В самом начале экскурсии гости музея встречаются со скелетом синего кита длиной 27 метров. Существует целая коллекция мамонтов, состоящая из взрослых особей и детенышей. Здесь же разместилось чучело таманского волка. Среди прочих имеются экспонаты редчайших животных, исчезающих виды. В оформлении экспозиций используются диорамы. При этом можно наблюдать животное в естественной среде обитания. Биологические витрины - это очень наглядно и познавательно.
Коллекция пополняется и в наши дни. Для создания чучел у Зоологического института и музея есть собственная мастерская. Профессиональные работники этой мастерской постоянно трудятся над новыми экспонатами. Нуждаются в реставрации и старейшие из них.    В музее проводятся тематические экскурсии. Но за время одного посещения невозможно осмотреть все имеющиеся материалы. Настолько богата коллекция разнообразными представителями животного мира.

Слайд 36

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 36

Музей «Арктики и Антарктики»»
Улица Марата, дом 24 А.

Слайд 37

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 37

Слайд 38

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 38

Слайд 39

Музеи Санкт-Петербурга, слайд 39

Жителям и гостям Санкт-Петербурга рекомендуем заглянуть в Музей Арктики и Антарктики, где их ждут увлекательные экскурсии. Огромная коллекция экспонатов, состоящая из письменных икартографических документов, фотографий, приборов, снаряжения полярников позволила сотрудникам создать уникальную в своем роде экспозицию музея.      Немного истории. В 20-е годы прошлого столетия полярники вплотную начали заниматься исследованием Арктики. Ученые постоянно выступали с предложениями о создании музея.        Лишь в 1930 году под него отводят полуподвальное помещение во Всесоюзном Арктическом Институте. Этого было недостаточно. Через несколько лет ВАИ получает в аренду здание Никольской церкви. В ней проводится полная реконструкция, и уже в январе 1937 года музей смог принять первых посетителей. В создании экспозиции принимали активное участие исследователи, ученые, педагоги института. В дальнейшем любое событие в Артике или Антарктиде отображалось в музейных экспозициях. Сотрудники стремились своевременно рассказывать о важных полярных экспедициях.
Первый раздел современной экспозиции музея полностью посвящен природе Арктики. Стены зала украшают картины известных русских художников, изображающих красоту полярного пояса и мужественность исследователей. Приковывает к себе внимания макет Арктика - часть глобуса с рельефным изображением северного полушария. При его создании использовались карты академика Шокальского. Ряд диорам дают полное представление об арктической природе, фауне и флоре региона. Особенно замечательны: Лежбище моржей, Тундра летом, Тундра зимой, Птичий базар.      Экспозиция следующего отдела рассказывает об истории мореплавания в условиях Арктики. А началась она еще в шестнадцатом веке. Об этом свидетельствует одежда мореходов-полярников и сохранившаяся часть передней оконечности парусно-гребного судна поморов.      В. Беринг, Ф. Врангель, Ф. Литке, В. Чичагов, А. Норденшельд, О. Шмидт внесли значимую лепту, исследуя и изучая Арктику. Среди экспонатов музея особенно выдающимися считается самолет-амфибия конструктора В.Б. Шаврова. С помощью Ш-2 проведена не одна ледовая разведка.
Небезызвестная палатка дрейфующей станции дополняет экспозицию. В далеком 1937 году группа смельчаков, которой руководил И.Д. Папанин, высаживается на льдину посреди Северного полюса. Это был первый опыт исследовательской работы в подобных условиях.      Здесь же разместились модели атомных ледоколов Ленин и Арктика. От первого ледокола Ермак представлены штурвал и судовой компас. Интересна будет посетителям диарама Мангазея и макет Полярное сияние.