Презентация - А. И. Куприн. Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет»

51
просмотр
Презентации / Литература / А. И. Куприн. Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет»

Текст этой презентации

Слайд 1

Подготовила и провела : Кармишина М.В.
урок по литературе

Слайд 2

А. И. Куприн. Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет».
Тема урока:

Слайд 3

Оно живёт и правит на земле – Из всех чудес единственное чудо. Ю.Огнев

Слайд 4

Познакомиться с личностью и творчеством А.И. Куприна; Проанализировать повести «Гранатовый браслет» и «Олеся»; Проанализировать нравственные и социальные проблемы в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет»
Цель занятия:

Слайд 5

Один из крупнейших писателей-реалистов начала XX века. Это писатель-прозаик, автор многочисленных повестей и рассказов.
А. И. Куприн (1870-1938 гг.)
К.И. Чуковский сказал о Куприне: «Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…»

Слайд 6

Музей Куприна в Наровчате

Слайд 7

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»? - А что такое любовь? Что значит любить?
вопросы для размышления
Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя».

Слайд 8

-Так что такое любовь? Можем сейчас однозначно ответить? -Есть общее мнение, какая она должна быть, любовь? -Как Вы думаете: почему мы говорим об этом чувстве?
любовь

Слайд 9

В повести «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.
Любовь в произведении
- А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этой повести?

Слайд 10

В эпиграф повести вынесена Вторая соната Бетховена. Как вы думаете, какой характер должна носить любовь, если эпиграфом к ней служит такая музыка?
L.van Beethoven.2.Son. (op.2.№ 2) Largo Appassionato

Слайд 11

Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? Что представляет собой светское общество, к которому принадлежит Вера? Когда происходит завязка действия?
Анализ повести «Гранатовый браслет»

Слайд 12

Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день? Что значит для Желткова этот гранатовый браслет? Что почувствовала героиня, получив этот подарок? А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова, у Анны Николаевны?
Анализ повести «Гранатовый браслет»

Слайд 13

Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват? А какова любовь в рассказах генерала Аносова?
Анализ повести «Гранатовый браслет»

Слайд 14

Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь? Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры? Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой? Прослушайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне.
Анализ повести «Гранатовый браслет»

Слайд 15

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор? Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?
Анализ повести «Гранатовый браслет»

Слайд 16

Кадры из кинофильма

Слайд 17

В повести «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.
Анализ повести «Гранатовый браслет»

Слайд 18

  Почему у произведения такое название? Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье? Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке? Какими необычными способностями обладает Олеся?  Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? 
«Олеся»

Слайд 19

Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? Как окружающие относятся к общению героя с Олесей? Когда возникает опасность расставания с Олесей?  Как повёл себя герой в сложившейся ситуации? Что стало переломным моментом в отношениях героев? Что происходит в жизни героев после этой встречи? Как сами герои воспринимают свою любовь?
Анализ повести

Слайд 20

Кадры из фильма

Слайд 21

Что объединяет повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»?
Сравнительный Анализ

Слайд 22

«Олеся» «Гранатовый браслет»
Самопожертвование во имя любви Самоубийство во имя любви
Олесю избивают, над ней смеются, ее ругают (Олеся становится жертвой беснующейся толпы) Желтков подвергает себя осмеянию тоже своего рода «толпы» (члены семьи Веры Николаевны смеялись, читая его письма)
Прощальные слова Олеси Ивану Тимофеевичу: «…Ну поезжай с Богом…» Прощальные слова Желткова Вере Николаевне: «Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу…»
«Нитка дешевых красных бус, очевидно, нарочно повешенная на угол оконной рамы». Бусы – «единственная вещь, которая осталась на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви» Гранатовый браслет по просьбе Желткова повешен на икону. Браслет – вещь, которая свидетельствовала о благоговении, вечном преклонении и рабской преданности предмету любви Желткова – Вере Николаевне
Уход Олеси из леса Уход Желткова из жизни
Сравнительный Анализ
Итак, эти два произведения объединены темой любви. Попробуем установить наличие сходных сюжетных и смысловых моментов. Для этого заполним небольшую сопоставительную таблицу.

Слайд 23

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? Актуально ли произведение в наши дни? Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Слайд 24

Письменный ответ на один из вопросов:   1. Мои мысли о прочитанном в повестях А.И.Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся». 2. « …что это было: любовь или сумасшествие?» (По повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».) 3. Актуальна ли проблема, поднятая в повестях А.И.Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся» в наши дни?
Домашнее задание