Презентация - Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём

2,274
просмотра
Презентации / Литература / Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём

Текст этой презентации

Слайд 1

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 1

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём.
  Автор: Карева Дарья 9 «Д» класс, БОУ СОШ №29 Динской район ст. Новотитаровская   Тьютор: Приходченко Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы   ст.Новотитаровская 2017

Слайд 2

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 2

Краткая аннотация
В настоящее время эпистолярный жанр почти вышел из употребления как в реальной жизни, так и в художественной литературе. А если люди переписываются, то не всегда уместно употребляют обращения или совсем обходятся без них. Я постаралась выяснить, в каких произведениях художественной литературы присутствовал эпистолярный жанр и как он влиял на жизнь людей 19-20 веков, чтобы найти причины его исчезновения в наше время и вернуть утраченный интерес к нему как к средству воспитания духовности, способствующему восстановлению духовной связи поколений.

Слайд 3

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 3

Аннотация
Научная новизна нашей работы состоит в изучении и анализе художественных произведений, содержащих элементы эпистолярного жанра, а также письма известных людей. Тема исследования: Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём. Предметом исследования является эпистолярный жанр и обращение как лингвистическая единица. Материалом для настоящей работы послужили произведения художественной литературы и личная переписка известных людей. Цель исследования – показать значение письма в 19 и 20 веке, и как оно теряется в наше время. Актуальность работы определяется необходимостью популяризировать письмо как средство общения между людьми в современном мире. Практическая ценность исследования заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы на уроках литературы при изучении лингвистического и комплексного анализа текста, а также на уроках русского языка.

Слайд 4

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 4

Письмо – один из жанров словесного искусства
Эпистолярный стиль — исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Эпистолярный стиль складывался в разных видах частной и государственной переписки и с течением времени развился в разновидность литературного повествования. Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Эпистолярный жанр возник во времена античности. Известно послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии, сочинения Феофила Антиохийского. В средние века эта форма развивается как публицистический жанр, в переписке высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени. Эпистолярный роман (от греч. epistolē — послание, письмо) — роман в форме писем (и дневниковых записей), которыми обмениваются главные герои. Возникает в европейской литературе в 18в.

Слайд 5

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 5

Значение письма для людей 19-20 вв. на примерах произведений из художественной литературы
Во времена Пушкина русский язык ещё не стал языком культурного общения: Доныне дамская любовь Не изъяснялася по-русски, Доныне гордый наш язык К почтовой прозе не привык. Александр Сергеевич Пушкин — основоположник русского литературного языка. Именно Пушкин многое сделал для того, чтобы "гордый наш язык" стал языком эпистолярной культуры. 

Слайд 6

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 6

Самыми известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни. Любовь Татьяны к Онегину – это ее первое чувство. А письмо - первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью, в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна все же решилась написать письмо? Ведь в XIX веке не принято было девушке первой признаваться в любви, это считалось дерзостью. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесется Онегин к ее признанию. Перед тем, как привести в романе текст самого письма, автор утверждает его подлинность, жизненную правдивость, говорит, что оно лежит перед ним. Письмо героини предельно искренно, это письмо, где «сердце говорит, где все наружи, все на воле». Вначале письма Татьяна называет Онегина на «Вы», в центральной и заключительной части переходит на «Ты». Однако в последних строках, когда ее чувство умолкло, и заговорили благоразумие и страх, Татьяна снова перешла на «Вы». 

Слайд 7

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 7

Письма как основа композиции представлены в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Переписка ведется двумя героями, оказавшимися на дне жизни: Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой. Обозначение жанра произведения – роман - употреблено Достоевским в его старинном значении, которое предполагает любовную тематику, описание перипетий судьбы героев. В первом же письме Макара Алексеевича Девушкина говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях.    Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием XIX века. Достоевский же использовал архаичную форму для выражения нового содержания. Писатель взял характеры из самой бедной среды, что не было свойственно никаким предшествующим перепискам. Писатель доказал публике, что бедные, брошенные на обочину жизни люди заслуживают внимания, сострадания. Но самое главное, что давала Достоевскому форма писем, было впечатление полной объективности автора и одновременно полной достоверности фактов, чувств, переживаний людей.

Слайд 8

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 8

Судьба маленького героя отразилась в рассказе А. П. Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания воспоминания, боль. Текст письма говорит о том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя.       Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.

Слайд 9

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 9

Часто письма используется главными героями произведений для объяснения в любви. Например, объяснение Желткова Вере Шеиной в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». С помощью писем Желтков выражает свои сильные и глубокие чувства княгине, так как не может с ней встретиться лично. Он пишет проникновенно, обдумывая каждое слово, при этом он извиняется за то, что беспокоил «длинным, ненужным письмом». Так, как пишет Желтков, может писать только сильно влюблённый человек: «я желаю ежеминутно Вам счастья и радуюсь, если Вы счастливы. Я медленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам».

Слайд 10

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 10

Примером произведения 20 века, в котором есть элементы эпистолярного жанра является повесть Бориса Васильева «Экспонат №…». Два письма, полученные героиней с фронта, стали смыслом всей её дальнейшей жизни. Первое письмо – единственное письмо сына, а второе – похоронка. «И письмо Анна Федотовна получила всего одно – единственное: от 17 декабря; остальные – если были они – либо не дошли, либо где – то затерялись. Коротенькое письмо, написанное второпях химическим карандашом на листочке из ученической тетрадки в линейку. «Дорогая мамочка! Бьём мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят…» И об этой великой радости, об этом великом солдатском торжестве – всё письмо. Кроме нескольких строчек…»

Слайд 11

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 11

Письма являются одним из главных средств характеристики героев. В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать его глубинные стороны. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость. Таким образом, мы видим, что эпистолярному жанру подвластно все: описание любви и ненависти, рассуждения о долге и чести, показ самых страшных периодов в истории человечества. Форма же письма, его доверительный тон не оставляют сомнений в правдивости повествования — вот причина того, что писатели используют этот жанр в своем творчестве.

Слайд 12

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 12

Обращение как важная составляющая письма. Как использовали обращение писатели в письмах своих произведений и выдающиеся люди?
Обращение-это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Оно бывает распространенным и нераспространенным. В предложении может находиться: в начале, середине и конце и обязательно выделяется запятой. Обращение- важная составляющая письма. Так, в 19 веке письма имели классификацию и подразделялись на пригласительные, рекомендательные, извинительные, поздравительные, просительные, благодарственные, сочувственные и, конечно же, любовные. Например, пригласительное письмо начиналось так: «Дорогой друг Т…!»; просительное письмо: «Многоуважаемый Н… И…»; благодарственное письмо: «Милостивый государь М… К…»; сочувственное письмо: «Многоуважаемый Е… Р…»; рекомендательное письмо: «Добрейший и премногоуважаемый Н… Л…» Из этого видно, что назначение письма требует и определенного обращения.

Слайд 13

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 13

Снова обратимся к творчеству А. С. Пушкина. В его стихотворении-дружеском послании- «Мой первый друг, мой друг бесценный…» Первая строка является трогательным приветствием к другу лицейских лет И. И. Пущину. И из него видно, как дорожил поэт лицейским «одноклассником».

Слайд 14

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 14

Рассмотрим письма поэта к Н. Н. Гончаровой. Н. Н. ГОНЧАРОВОЙ. 9 сентября 1830 г. Из Болдина в Москву. Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство. Н. Н. ПУШКИНОЙ. 17 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву. Что, женка? каково ты едешь? что-то Сашка и Машка? Христос с вами! будьте живы и здоровы, и доезжайте скорее до Москвы. Жду от тебя письма из Новагорода; Н. Н. ПУШКИНОЙ. 19 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву. Душка моя, посылаю тебе два письма, которые я распечатал из любопытства и скупости (чтоб меньше платить на почту весовых денег), также и рецепт капель. Сделай милость, не забудь перечесть инструкцию Спасского и поступать по оной.  Н. Н. ПУШКИНОЙ. 20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву. Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц — и сердечно тебя благодарю.

Слайд 15

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 15

И мы видим, как меняется обращение к близкому ему человеку: к невесте – это «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна»; к жене –«Что, женка?» или «Душка моя», или «Ангел мой женка!». Сначала оно трогательное и нежное, но подчеркнуто вежливое, затем простое очень доверительное и родное.     

Слайд 16

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 16

Первые же строки писем из романа «Бедные люди» Ф. Достоевского называют читателю героев: «Бесценная моя, Варвара Алексеевна!», «Милостивый государь, Макар Алексеевич!». Письма Девушкина подчеркивают его незлобивость, скромность, нерешительность, доброту, сердечностьДевушкин – маленький человек, «бедный человек», Варенька – скромная юная девушка, которая страшится «злых людей», «их гонения, ненависти». Макар Алексеевич – ее единственная надежда. Герой любит Вареньку так, что тратит на нее все возможное и даже сверх возможного. Оба героя страдают в этом дисгармоничном мире. Парадокс заключается в том, что они живут рядом друг с другом, но обмениваются самыми сокровенными мыслями только в письмах.    Из этих примеров видно, что обращение является важной составляющей письма. Очень важно уметь правильно обратиться к человеку с речью в зависимости от ситуации.

Слайд 17

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 17

Исследовательская работа
Анкета уч-ся 9 «Г», «Д» классов БОУ СОШ №29 станицы Новотитаровской о значении письма в их жизни. Проводилось анкетирование среди учеников БОУ СОШ №29 станицы Новотитаровской по теме: «Значение письма в жизни учащихся. » Был опрошено 50 человек. Задавались следующие вопросы: 1) Как часто вы пишете письма? а. 1раз в неделю б. 1раз в месяц в. 1раз в год г. Никогда не писал 2) Если не пишете письма, то какие средства общения используете? а. Домашний телефон б. Сотовый телефон в. Электронная почта г. SMS 3) Почему, по вашему мнению, письма уходят из обихода? 4) Какие знаете произведения в русской литературе, где используют эпистолярный жанр? 5) Чем, по вашему мнению, отличается SMS от письма?

Слайд 18

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 18

Выявились следующие результаты: На вопрос «Как часто вы пишите письма?» они ответили • Пишут письмо раз в неделю – 3 человека • Пишут письмо раз в месяц – 6 человек • Пишут письмо раз в год – 17 человек • Никогда не писали писем – 24 человека Вместо писем ученики используют следующие средства общения: • Домашний телефон – 2 человека • Сотовый телефон – 32 человека • Электронную почту – 20 человек • SMS – 19 человек

Слайд 19

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 19

Большинство учеников на вопрос «Почему, по вашему мнению, письма уходят из обихода?» ответили: • Некоторым не хватает времени писать письма • Письма долго идут • Письма стали неактуальны • Появились новые средства общения Какие произведения в русской литературе вам известны, где используют эпистолярный жанр: • Простоквашино- 6 чел. • Ванька (А. П. Чехов) – 3 чел. • Евгений Онегин (А. С. Пушкин) – 32 чел. • Преступление и наказание (Ф. М. Достоевский) – 7 чел. Большинство учащихся на вопрос «Чем SMS отличается от письма?» ответили: • Быстро доходит до адресата • Быстро приходит ответ • SMS проще в написании

Слайд 20

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 20

Заполнение анкет

Слайд 21

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 21

Слайд 22

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 22

Обработка анкет

Слайд 23

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 23

Заключение
Моя исследовательская работа «Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём» - это один из шагов к возрождению жанра. В ходе работы достигла поставленной цели: показала значение письма в 19 и 20 веке, и как оно теряется в наше время. А также рассмотрела роль обращения в письме. Как видно из работы, писатели часто использовали эпистолярный жанр для того, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их лучшие стороны. Письма используются ещё и для того чтобы открыть свои чувства, ведь не каждый человек может сказать правду в лицо, а через письмо это сделать проще. Я считаю, что нельзя забывать эпистолярный жанр, так как он побуждает человека выразить в письме свои лучшие чувства и хочу призвать всех: пишите письма друг другу. А если пишете SMS, то пишите грамотно, употребляя нужные обращения.  

Слайд 24

Возможно ли возродить эпистолярный жанр, изучая классическую литературу? Роль обращения в нём, слайд 24

Спасибо за внимание!