Презентация - Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова»

2,344
просмотра
Презентации / МХК и ИЗО / Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова»

Текст этой презентации

Слайд 1

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа»Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе на тему «Литература как искусство слова» Подготовила Учитель МХК Трушина Светлана Юрьевна

Слайд 2

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 2

Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной. 

Слайд 3

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 3

Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Слайд 4

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 4

А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.  

Слайд 5

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 5


Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь -  живая, наглядная и красочная?  Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении:  это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства

Слайд 6

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 6

Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода) Черные мысли горы золота Красная площадь, красный угол Золотые руки, золотое сердце Сны золотые, шёлковые ресницы Талант расцвел Лицо расцвело улыбкой.

Слайд 7

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 7

Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении. Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени.                                                                                                           (К. Паустовский)  

Слайд 8

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 8

Среди тропов наиболее часто встречаются и используются  ·        Эпитеты ·        Сравнения ·        Метафоры ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными

Слайд 9

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 9

Статные осины высоко лепечут над вами;  Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов

Слайд 10

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 10

В качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.

Слайд 11

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 11

Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

Слайд 12

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 12

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность , изобразительность Чтобы убедиться, что в предложении есть изобразительный прием сравнение, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения Примеры: Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) 

Слайд 13

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 13

Это точно наша улица. — здесь нет сравнения, употреблена утвердительная частица Люди видели, как он скрылся в подворотне. — здесь нет сравнения, союз как присоединяет изъяснительное Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмник. — в этих предложениях в качестве изобразительного приёма используется сравнение. Облако сравнивается с воздушным змеем, чайник — с радиоприёмником

Слайд 14

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 14

Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. А. Пушкин

Слайд 15

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 15

Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский) Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

Слайд 16

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 16

МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений(другими словами – неназванное сравнение)  Сходство может проявляться: ·        По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); ·        По цвету (золотой медальон – золотые кудри); ·        По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) ·        По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) ·        По другим признакам…

Слайд 17

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 17

Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Слайд 18

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 18

Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.  … в багрец и  золото одетые леса. (А.Пушкин) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин) Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом. Отговорила роща золотая березовым веселым языком  (С.Есенин)

Слайд 19

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 19

Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп? Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор- За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

Слайд 20

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 20

Домашнее задание. Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.

Слайд 21

Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова», слайд 21

ИСТОЧНИКИ:
http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=B8 http://www.openclass.ru/dig-resource/27243  https://www.google.ru/search?q