Презентация - Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества

4,813
просмотров
Презентации / Педагогика / Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества

Текст этой презентации

Слайд 1

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 1

Баборенко Наталья Ивановна, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 55» Канавинского района г.Нижнего Новгорода Педагогический стаж: 30 лет Контактный телефон: 89030522867
Аттестационная работа на высшую категорию Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества на уроках русского языка и математики

Слайд 2

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 2

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия: Анализ педагогической, психологической и методической литературы по темам «Формирование коммуникативных УУД младших школьников», «Функциональные возможности технологии учебного сотрудничества».
Методические условия: Разработка образовательных ресурсов, технологических карт урока, использование в обучении эффективных технологий, в том числе технологии учебного сотрудничества.
Организационно-педагогические условия: Участие в семинарах, работе школьного методического объединения, Интернет-сообществах, повышение квалификации.

Слайд 3

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 3

Актуальность темы педагогического опыта
Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии с ФГОС НОО. Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ФГОС НОО к формированию характеристик выпускника начальной школы, его личностных, предметных и метапредметных компетенций: «основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Слайд 4

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 4

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.

Слайд 5

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 5


Цель педагогического исследования: развивать коммуникативные УУД младших школьников посредством использования различных форм организации групповой и парной работы на уроках русского языка и математики в начальной школе. Задачи: Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме. Изучение сущности и значимости коммуникативных универсальных учебных действий. Разработка комплекса приёмов, применяемых с целью организации учебного сотрудничества в учебном процессе для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики. Разработка памяток – инструкций к отдельным темам по русскому языку и математике по УМК «Начальная школа 21 века», направленных на развитие коммуникативных УУД. Установление эффективности проделанной работы на практике.
Цели и задачи педагогического опыта

Слайд 6

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 6

Ведущая педагогическая идея: Современный урок должен формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, взаимодействовать с учителями и сверстниками в учебном процессе. Это позволит развить у младших школьников коммуникативные универсальные учебные действия.
Новизна исследования: Разработаны памятки – инструкции по УМК «Начальная школа 21 века», направленные на развитие коммуникативных УУД; систематизированы приёмы образовательной деятельности по развитию коммуникативных УУД в рамках технологии учебного сотрудничества.
База педагогического исследования: учащиеся 1-4 класса «В» (2012-2016), где обучение ведется по системе «Начальная школа 21 века».

Слайд 7

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 7

Ожидаемые результаты Ученик сможет
Развитие коммуникативных УУД
Учитывать позицию собеседника (партнера)
Адекватно передавать информацию
Отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и себя.

Слайд 8

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 8

Теоретическое обоснование
Модель совместной учебной деятельности в группе А.Б.Воронцова подтверждает идею Пиаже об успешности и высокой результативности учебной деятельности при условии учебного сотрудничества; Гипотеза Г.А.Цукерман о необходимости учебного сотрудничества для полноценного психического развития ребенка. Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ФГОС НОО по формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций.

Слайд 9

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 9

Коммуникативные действия
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра Владение диалогической и монологической формами речи

Слайд 10

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 10

Развитие коммуникативных УУД через групповые формы обучения
Групповая дискуссия, диалог
Групповая и парная работа
Групповой опрос
Мозговой штурм
Нетрадиционные уроки
Смотр знаний
Проектное обучение

Слайд 11

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 11

Научную базу при выделении этой проблемы
составили работы В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Н. Цукерман, Рубинштейна С.Л., И.М. Чередова, С.П. Ивановой и др.
В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
Сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н. Цукерман)
Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Слайд 12

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 12

Сотрудничество
Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманно­го подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагоги­ки.
Сухомлинский В.А. считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитан­ников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания». Методист и учёный Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмо­сфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед». Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассмат­ривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоя­тельно приобретать новые знания, умения, навыки».

Слайд 13

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 13

Развитие коммуникативных УУД
Создание памяток – инструкций к отдельным темам по русскому языку и математике по УМК «Начальная школа 21 века», направленных на развитие коммуникативных УУД.
Реализация комплекса приёмов, применяемых с целью организации учебного сотрудничества в учебном процессе для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики.
Деятельностный аспект педагогического опыта

Слайд 14

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 14

На 1 этапе памятки - инструкции подробные, развёрнутые. В них важны поэтапность, последовательность действий. Они, в основном, призваны научить детей внимательно слушать партнёра и высказывать своё мнение при помощи фраз-клише: «Я согласен», «Я не согласен».
На 2 этапе в памятках – инструкциях появляется аргументация, приведение доказательств, добавляются пункты: Докажи… Объясни…
На 3 этапе появляются творческие задания: Составь похожее… Продолжи своими примерами… А сами памятки - инструкции сворачиваются и становятся более лаконичными.
Памятки - инструкции

Слайд 15

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 15

Русский язык 2 класс Тема: «Корень как общая часть родственных слов»
Карточка 1. Найдите родственные слова. Выпишите родственные слова. Выделите корень. стул, кресло, скамейка лист, листик, листва Карточка 2. Составьте из слогов слова. Подберите родственные слова.
кот сад
ик дом
Памятка № 1 Прочитайте задания по одному предложению. Один читает верхнюю цепочку слов и рассказывает, как выполнить задания. Другой внимательно слушает. Если согласен – продолжаете работу дальше. Если не согласен – дополни, поправь ответ друга и переходите к нижней цепочке слов. Нижнюю цепочку читает уже другой и рассказывает, как выполнить задания. Памятка № 2 Читаю задание другу. Думаю сам. Высказываю своё мнение. Выслушиваю соседа. Приходим к общему мнению. Записываем под диктовку друг друга по одному слову. Выделяем корень в словах.

Слайд 16

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 16

Русский язык 2 класс Тема: «Однокоренные слова»
Парная работа
Карточка. Прочитайте внимательно диалог. Выпишите родственные слова. Выделите корень. - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка – гусеница. Памятка № 3 Прочитай другу задание. Распределите роли и прочитайте диалог. Поменяйтесь ролями и прочитайте диалог ещё раз. Пусть друг объяснит какие слова являются родственными. Ты внимательно слушай, проверяй, поправляй ответ друга. Запишите, диктуя по очереди, родственные слова. Выделите корень.
«Развитие речи»
Памятка. Алгоритм работы над изложением I. Прочтите текст вслух по цепочке. 2. Обсудите о ком он? 3. Пользуясь текстом, опишите главного героя друг другу. 4. Озаглавьте текст. 5. Вместе разделите текст на части. 6. Вместе составьте план текста. 7. По очереди перескажите друг другу текст по частям. 8. Закройте учебник и напишите каждый свое изложение. 9. Проверьте работу друг друга. 10. Оцените работу друг друга и свою общую работу.

Слайд 17

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 17

Тема: «Повторяем правила правописания безударных гласных в корне слова»
3 класс
Карточка 1. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило. б_р_жёт ст_р_жить г_л_сок Карточка 2. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило. к_л_сок м_л_дёжь г_в_рливый Карточка 3. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило. д_р_жить з_л_неть поз_л_тить
Памятка № 4 Пишем проверочные слова и проверяемое слово, диктуя друг другу. Выделяем орфограмму. Составляю цепочку из 5 слов на это же правило. Представляю свою цепочку товарищу.

Слайд 18

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 18


Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Прием «Зигзаг» или метод Пилы
Мозаика или Пазлы
Снежный ком
Приёмы групповой работы

Слайд 19

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 19

Парное взаимодействие учащихся
Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
Две бригады изготовили за смену 128 деталей. Сколько деталей изготовила каждая бригада, если в одной из них 7 человек, а в другой 9 человек? 96 цветных и простых карандашей разложили в коробки: по 6 цветных и по 2 простых. Сколько цветных и простых карандашей отдельно?   За 2 дня наладчик обслужил 56 станков. В первый день он работал 8 часов, во второй 6 часов. Сколько станков обслуживал наладчик за каждый день? Было несколько букетов, в каждом 15 ромашек и 10 васильков. Всего 125 цветов. Сколько ромашек? Сколько васильков?
А.С. Границкая выделила 3 вида пар: статическая, динамическая, вариационная. Карточки - задания для работы в динамических парах на уроке математики в 4 классе.

Слайд 20

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 20

Карточки для работы в вариационной паре. Дети выполняют устно задания на своих карточках. Затем меняются по схеме с соседями, проверяя друг друга. Работа ведётся до тех пор, пока не вернётся своя карточка. Для успешности контроля на обратной стороне приведены правильные ответы.
Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
1) Спасаясь от со баки, кошка вска рабкалась на дере во со скоростью 2м/с за 3 секунды На какую высоту забралась кошка? 2) Мотоциклист ехал 4 часа со ско ростью 80 км/ч. Какое расстояние он проехал? 3) Лодка проплы ла со скоростью 7 км/ч расстояние 28 км. Какое вре мя она была в пу ти? 1) Мышка, убегая от кота, пробежа ла 12 м до своей норки за 4 секун ды. С какой ско ростью она бежа ла? 2) За какое время пешеход пройдёт 15 км, идя со ско ростью 5 км/ч? 3) Самолёт летел 4 часа со скоростью 600 км/ч. Ка кое расстояние он пролетел? 1) С какой скорос тью должен ехать велосипедист, что бы за 3 часа прое хать 33 км? 2) За какое время турист прошёл 28 км, если он шёл со скоростью 4 км/ч? 3) Лыжник про шёл дистанцию 24 км за 3 часа. С какой скоростью он шёл?     !) Бамбук за 24 ча са вырос на 72 см. С какой скоро стью рос бамбук? 2) Какое рассстоя ние проплывёт ка тер за 4 часа, если он движется со скоростью 32 км/ч? 3) Скорость звука в воздухе 330 м/с. Через какое вре мя мы услышим звук выстрела, произведённого на расстоянии 990 метров?

Слайд 21

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 21

Математика 1 класс Тема: «Решение задач» Приём «Снежный ком»
Изменение вопроса задачи. Работа в группах с дифференцированными заданиями. Оля повесила на ёлку 7 игрушек, а Люба 3 игрушки. На сколько игрушек больше повесила Оля? 1 группа. Решите задачу. Подумайте, какой ещё вопрос можно поставить к этому условию? 2 группа. Решите задачу. Поставьте к этому условию вопрос. Запишите его и решите новую задачу. 3 группа. Поставьте к этому условию другой вопрос. Запишите его и решите новую задачу. А ещё один новый вопрос можете поставить к этому условию? Если можете, запишите его и решите задачу.

Слайд 22

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 22

Автомобиль
Быстрый, скоростной. Движется , мчится , сигналит. Автомобиль облегчает человеку передвижение. Средство повышенной опасности!
Составляем синквейны по правилам Приём «Мозговой штурм» Русский язык Приём «Игра «Продолжи» На уроке развития речи используется написание мини-сочинений в группах. Каждый из группы предлагает по одному предложению на заданную тему. Предложения заслушиваются всей группой. На основе дискуссии и обсуждения составляется общий текст, который записывается каждым участником группы. Проверка работ может происходить в виде презентации на уроке перед всем классом.

Слайд 23

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 23

Русский язык Тема «Повторение пройденного»
3 класс
Что называется корнем? Какие слона называ­ются однокоренными? Какая часть слова называется окончани­ем? Для чего она служит? Что такое приставка? Для чего она слу­жит? Что такое суффикс? Для чего он слу­жит?
Приём «Охота за сокровищами»
4 класс Как называются главные члены предло­жения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются другие члены предложения? На какие вопросы они отвечают?

Слайд 24

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 24

Работа с фразеологизмами Задание. Работая в парах, соотнести лексическое значение и ситуацию применения с фразеологизмом.
1 класс
Фразеологизм Лексическое значение Ситуация применения
Клевать носом Оказать не нужную помощь Саша так устал на тренировке, что в автобусе по дороге домой…
Медведь на ухо наступил засыпать Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне….
2 класс
Фразеологизм Лексическое значение Ситуация применения
Клевать носом Оказать не нужную помощь Саша так устал на тренировке, что в автобусе по дороге домой…
Когда рак на горе свистнет. Никогда Мы поедем на рыбалку …
Медвежья услуга засыпать Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне….

Слайд 25

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 25

Обогащение детского словаря
3 - 4 класс Парная и групповая работа эффективно развивает коммуникативные УУД. Таблица с пропусками Пропуск в лексическом значении – восстановите (работа в парах). Пропуск в ситуации применения -придумайте как можно использовать фразеологизм «кот наплакал» дома, в школе, в магазине, во дворе, в театре, в гостях (приём «Пазлы»). Создайте сценку и покажите классу (приём «Мозговой штурм»).
Фразеологизм Лексическое значение Ситуация применения
Кот наплакал   Молока в бутылке оставалось, просто …
Куры не клюют   Времени до начала уроков осталось …
С гулькин нос   Оказалось, что картошки в сарае…
Воз и маленькая тележка   Игрушек у Васи …

Слайд 26

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 26

Примерное тематическое планирование курса «Русский язык»2 класс
№ урока Тема урока Содержание, методические приемы Элементы дополнительного содержания
35 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова Работа с безударными гласными, при проверке ко­торых необходимо принимать во внимание смысл предложения. Сравнение звуковой и буквенной записи слов Подбор родственных слов с заданным корнем. Приём «Игра «Продолжи»
42 Учимся писать буквы согласных в корне слова Упражнения: отработка способа проверки орфо­граммы. Развитие орфографической зоркости Приём «Мозговой штурм»
47 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова Развитие орфографической зоркости. Активиза­ция словарного запаса в процессе подбора прове­рочных слов. Работа с текстами Приём «Снежный ком»
52 Учимся писать слова с непроиз­носимыми соглас­ными в корне Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове) формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом Приём «Зигзаг»

Слайд 27

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 27

№ урока Тема урока Содержание, методические приемы Элементы дополнительного содержания
72 Учимся пи­сать приставки Отработка правописания приставок с буквой а. Выведение алгоритма действия Приём «Снежный ком»
75 Учимся пи­сать разделитель­ный твердый знак (ъ) Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявление соотношения звуковой и буквенной записей слов Частные случаи правописания слов с ъ и ь зна­ками. Приём «Мозговой штурм»
94 Повторяем правописание частей слова Работа в орфографической тетради «Пишем гра­мотно». Орфографический тренинг. Сопоставле­ние звуковой и буквенной записи слов Транскрипция слов. Приём «Мозговой штурм»
109 Учимся применять орфо­графические правила Работа в орфографической тетради «Пишем гра­мотно». Орфографический тренинг. Развитие действия контроля. Сопоставление звуковой и бук­венной записи слов Правописание приставок и суффиксов. Раз­личные способы образования слов. Приём «Пазлы»

Слайд 28

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 28

Методические рекомендации по использованию технологии учебного сотрудничества на уроках Использование технологии учебного сотрудничества должно быть систематическим и целенаправленным. Разнообразие технологических форм, приемов и методов на каждом этапе работы позволит сделать урок результативным и эффективным. Сотрудничество учителя и обучающихся должно быть направлено на совместное строительство урока при этом важнейшей составляющей является наличие проблемной ситуации, которая формирует мотивационную основу учебного сотрудничества. Четкая поэтапная реализация технологии учебного сотрудничества в ходе работы на уроке – это залог высокой эффективности и результативности уроков математики и русского языка.

Слайд 29

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 29

Коммуникативные УУД (базовые виды) Основные критерии оценивания Типовые диагностические задачи
Коммуникация как взаимодействие ориентация на позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения; умение обосновывать и доказывать собственное мнение Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже) Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.)
Коммуникация как кооперация умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение распределять роли, согласованно выполнять совместную деятельность. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Коммуникация как условие интериоризация умение осуществлять рефлексию своих действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывая, что он знает и видит, а что нет; умение задавать вопросы и получать необходимые сведения от партнера. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант)
Диагностика коммуникативных УУД

Слайд 30

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 30

Уровни сформированности коммуникативных УУД
Входная диагностика
Контрольная диагностика

Слайд 31

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 31

Результаты диагностики сформированности коммуникативных УУД (при условии кооперации)

Слайд 32

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 32

Результативность педагогического опыта
Использование групповых форм сотрудничества обеспечило младшему школьнику умение: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы и получать необходимые сведения от партнера, отвечать на вопросы учителя и товарищей, выражать свои мысли полно и точно, соблюдать нормы речевого этикета, понимать речевое обращение другого человека, разрешать конфликты мирным путём.

Слайд 33

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 33

Транслируемость педагогического опыта
2013-2016 гг. выступления на заседаниях МО учителей начальных классов по темам: «Функциональная эффективность технологии учебного сотрудничества в начальной школе», «Формы технологии учебного сотрудничества в проектной деятельности», «Особенности групповой работы на уроках русского языка и литературного чтения», «Проектная деятельность». 2013-2016 гг. участие в работе внутришкольных экспериментальных площадок и выступления на педагогических советах. 2013-2016 гг. руководство государственной практикой в своих классах у студентов ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», методическая работа и организация ежегодных открытых уроков и мероприятий.

Слайд 34

Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества, слайд 34

Использованная литература
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2.Панюшкин В. П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся //Психологичес­кие проблемы процесса обучения младших школьников/ Под ред. Л.М.Фридмана. - М.,1978 3.Романеева М.П., Цукерман Е.А. Роль кооперации со свер­стниками в психологическом развитии младших школьни­ков// Вопросы психологии. - 1980.- №6. 4.Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.,1987. 5.Рябцева С.Л. Диалог за партой, —М..1989.60. Совместная деятельность / Методология, теория, практика//Под ред. А.А. Журавлева. - М.,1988. 6.Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, № 2, 1993. 7.Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.- №2. 8.Цукерман Г.А. Качественные особенности совместной учеб­ной работы детей // Новые исследования в психологии. -1981.-№2. 9.Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. докт. психол. наук. -М.,1992.