Презентация - Формирование математических представлений средствами логических игр

1,690
просмотров
Презентации / Разное / Формирование математических представлений средствами логических игр

Текст этой презентации

Слайд 1

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 комбинированного вида» города Ишима Формирование математических представлений средствами логических игр Подготовила: Граф Т.П., воспитатель высшей квалификационной категории Ишим, 2016

Слайд 2

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 2


Что развивают логические игры? * Развивают у детей познавательный интерес; * способность к творческому поиску; * желание и умение учиться; * умение доказывать; * способствуют развитию умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения; * умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений; * умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи; * развивают мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.

Слайд 3

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 3

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Логика» Составитель программы: Граф Тамара Петровна, воспитатель

Слайд 4

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 4

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………... 3
Тематическое планирование занятий (первый год обучения)……………………... 6
Содержание программы (первый год обучения)……………..……………………... 6
Тематическое планирование занятий (второй год обучения)……………………... 7
Содержание программы (второй год обучения)……………..……………………... 7
Список литературы …………….. 9
Диагностика ……………………………………………………………………. 10
Планирование занятий…………………………………………………………………………. 24

Слайд 5

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 5

Пояснительная записка
Основные положения Концепции модернизации Российского образования направлены на укрепление и сохранение здоровья ребенка. Основы здоровья закладываются в раннем детстве. На основе физического и духовного здоровья строится жизнь любого ребенка, и особое значение в таком концептуальном обустройстве играет речь. Развитие речи является показателем интеллектуального, психического развития ребенка. У детей нередко наблюдается ряд особенностей: -сужение памяти, -неустойчивость внимания, -снижение способности к символизации и т.д. Данные нарушения влияет и на развитие интеллектуальных способностей. Большое влияние на интеллектуальное развитие оказывает логика. Логика развивает умственные способности ребенка, влияет на развитие мышления, речи, внимания, памяти, восприятия окружающей среды. Особенностью данной программы является интегрирование логических игр и развлечений с логопедическими приемами (изучение правильного произношение математической терминологии, расширение словарного запаса воспитанников, логически грамотное употребление математической терминологии в речи), что позволить решить отсюда цель:

Слайд 6

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 6

Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации цели поставлены следующие задачи: Способствовать развитию умственных способностей, совершенствованию речевых навыков, увеличению словарного запаса воспитанника, уменьшению или устранению речевых дефектов; Научить дошкольников элементарной поисковой деятельности на основе формирования развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами; Научить применять теоретические знания, полученные на занятиях на практике; Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников к математике через логические игровые формы работы; Способствовать воспитанию волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, организованность, настойчивость, упорство). Программа предусматривает применение разнообразных форм и методов работы: математические мастерилки, математические логические игры, головоломки, пальчиковая гимнастика.

Слайд 7

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 7

Педагогическая деятельность строится на единых принципах и подходах к организации и проведению учебных занятий: научно-методическая грамотность (использование в практике новых педагогических технологий, проведение научно и педагогически обоснованной диагностики); дифференцированный, индивидуальный подход при педагогическом воздействии на членов детского коллектива, этапность проведения, комплексность. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и является программой дополнительного дошкольного образования. Наполняемость группы по изучению курса - 12 человек. Программа реализуется в течение двух лет на базе МА ДОУ д/с № 2. Продолжительность реализации программы составляет 136 часов (отводится по 68 часа на каждый год). Занятия проводятся два раз в неделю.

Слайд 8

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 8

Механизм реализации программы. Взаимосвязь направлений деятельности строится таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку реализовать себя на практике, как в деятельности малой группы, так и на уровне всех участников программы. Реализация программного материала осуществляется в три этапа: I.Подготовительный. 1.1.Создание учебно- методической базы 1.2. Диагностирование уровня развития математических представлений у воспитанников; II. Основной этап. 2.1. Реализация программного материала III. Завершающий этап. 3.1. Диагностирование уровня усвоения программного материала воспитанниками; 3.2. Анализ эффективности реализации программы.

Слайд 9

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 9

Ожидаемые результаты: высокий уровень усвоения программного материала; увеличение словарного запаса; частичное или полное устранение речевого дефекта по специальной программной терминологии; развитие интеллектуальных способностей. В программе разработаны методические рекомендации для родителей по домашнему обучению математике- логике детей старшего дошкольного возраста и различные математические задания, мастерилки, головоломки. При проведении занятий, таких как математическая мастерилка, математический мини театр, решение головоломок, задач большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, поэтому для реализации выше указанного аспекта на каждом занятии используется пальчиковая гимнастика .

Слайд 10

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 10

По завершении курса воспитанники должны: - знать
Первый год обучения: состав чисел первого, второго десятка (из отдельных единиц); состав чисел первого, второго пятака из 2 меньших; как получить каждое число первого ,второго, десятка; название всех месяцев; последовательность дней недели. Второй год обучения: технологию преобразования геометрических фигур; цифры от 0 до50; как прибавлять единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; сранивать; знаки +,-, =, больше, меньше; монеты достоинством 1,5 ,10,50 копеек,1,2.5.10 рублей; как ориентироваться в пространстве.

Слайд 11

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 11

Уметь
Первый год обучения: называть числа в прямом и обратном порядке; вести порядковый счет в пределах 30; измерять длину предметов с помощью линейки, циркуля; соотносить цифру и число предметов; рисовать математические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб , трапецию , различные многоугольники и т. д.); ориентироваться на листке клетчатой бумаги, в пространстве по компасу.- конструировать из различного материала математические фигуры; изображать на бумаги цифры до 30; отгадывать математические загадки; выполнять пальчиковую гимнастику; решать математические головоломки; уметь самостоятельно использовать в речи математическую терминологию. Второй год обучения: преобразовывать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большого размера; изображать на бумаги цифры до 50; делить круг, квадрат на 2,4,8,16 равные части; решать математические задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действия; отгадывать головоломки; выполнять пальчиковую гимнастику; отгадывать математические загадки; уметь самостоятельно использовать в речи математическую терминологию; выполнять роли в математических спектаклях.

Слайд 12

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 12

Тематическое планирование занятий (первый год обучения)
№ пп Тема Всего часов в том числе в том числе в том числе Форма контроля
№ пп Тема Всего часов теории практики др. формы
1 Математическая мастерилка 10 1 9 Изготовление геометрических фигур
2 Математические головоломки 10 10 Тестирование
3 Математические игры 10 10 Тестирование
4 Математические загадки 4 4 Опрос
5 Логические игры 22 22 Правильное выполнение задания
6 Контрольные испытания 2 1 1 Диагностика
7 Всего 68 2 66

Слайд 13

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 13

Содержание программы (первый год)
Математическая мастерилка (10 часов) Изготовление геометрических фигур различных форм и величин с использованием трафарета (квадрат, прямоугольники, треугольники, круг, овалы и.т.д.). Изготовление фигур животных и растений с применением геометрических фигур. Математические головоломки (10 часа) Составление фигур и их измерение. Подсчет составляющих фигур. Математические игры (10 часов) Игры на счет. Игры на пространственные представления. Игры на распознавания цветов, форм, величин. Игры на символическое распознавания форм. Математические загадки (4 часов) Загадки на определение фигур, цифр. Загадки на счет. 5. Логические игры (22 часов) Игры на развитие логического мышления, умозаключения., развитие зрительно-моторной координации 6. Контрольные испытания (2 часа) Тестирование на степень усвоения программного материала. Выполнение тестовых заданий. Собеседование с целью проверки владения и правильного произношения математической терминологии.

Слайд 14

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 14

Тематическое планирование занятий (второй год обучения)
№ пп Тема Всего часов в том числе в том числе в том числе Форма контроля
№ пп Тема Всего часов теории практики др. формы
1 Математические головоломки 10 10 Тестирование
2 Математические игры 10 10 Тестирование
3 Математическая мастерилка 5 1 4 Изготовление, преобразование геометрических фигур
4 Математический мини театр 4 4 Демонстрация спектаклей с использованием материала математической мастерилки
5 Логические игры 31 31 Правильное выполнение задания
6 Контрольные испытания 2 1 1 Диагностика
7 Всего 68 2 66

Слайд 15

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 15

Содержание программы (второй год)
Математические головоломки (10 часа) Составление фигур. Подсчет составляющих фигур. Преобразования фигур. Математические игры (10 часа) Игры на счет. Игры на пространственные представления. Игры на распознавания цветов, форм, величин. Игры на символическое распознавания форм. Математическая мастерилка (5 часов) Изготовление геометрических фигур различных форм и величин без трафарета (квадрат,прямоугольники, треугольники, круг, овалы и.т.д.). Преобразования фигур. Изготовление фигур животных и растений и др. фигур с применением геометрических фигур для постановки спектаклей мини театра. Математический мини театр (4 часов) Постановка математических сказок («Когда это Бывает?», «Приключение Маши, Вани в стране геометрии», «Сказка о том, как круг и квадрат отправились в поход», «Теремок», «Яблоко») с использованием фигур, изготовленных в математической мастерилке и при выполнении домашних заданий воспитанниками. Логические игры (31 часов) Игры на развитие логики. Контрольные испытания (2 часа) Тестирование на степень усвоения программного материала. Выполнение тестовых заданий. Собеседование с целью проверки владения и правильного произношения математической терминологии.

Слайд 16

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 16

Список литературы
1. Давайте поиграем: мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев и др.; Под ред. А.А. Столяра.-М.: Просвещение, 1991.-80с. 2 . Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: для студентов сред. Спец. Педагог. Завед.-3-изд.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160с. 3. Доман Г. И. Как обучить ребенка математике/Пер. с анг.-М.: Аквариум, 1998.-320с. 4. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. И общ. Ред. Т.И. Ерофеевой.-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.-128с 5. .Житомирский В.Г. и др. Математическая азбука.-2-изд. испр.-М.: Педагогика,1984г.-200с.Кларина Л.М. Дети и знаки. Буквы, цифры, геометрические фигуры. М.: «Новая школа», 1993г., 107с. 6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение, 1985.-96с. 7. Моро М.И. и др. Математика в картинках для занятий с детьми 5-6 лет. М.: Просвещение, 1985 г.-160с. 8. Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений .Сборник статей. / под ред. Михайловой З,А..- Ленинград: изд. «ЛОИУУ», 1994г. -97 с. 9 . Тушканова О.И. Математика для детей 6-7 лет. –М.:Просвещение, 1998г.-43с.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов.-2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия», 2000.-272с.

Слайд 17

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 17

В процессе реализации программы используются игры: А.А Столяра З.А. Михайлова В.В. Воскобовича Палочки Кюизенера Н. Никитина Блоки Дьенеша Логические игры для начальной школы Пальчиковые игры Физминутки различного типа

Слайд 18

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 18

Фотопрезентация

Слайд 19

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 19

Сравни и найди отличия

Слайд 20

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 20

Мы познаём

Слайд 21

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 21

Развиваем логику

Слайд 22

Формирование математических представлений средствами логических игр, слайд 22

Играя - развиваемся