Презентация - Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития

4,057
просмотров
Презентации / Разное / Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития

Текст этой презентации

Слайд 1

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 1

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Факультет психологии Кафедра специальной психологии ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития»
Выполнила: студентка 5 курса группы 521223з заочной формы обучения Крупская Е.А. 2017 г.

Слайд 2

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 2

Актуальность исследования
В последние годы отмечается значительный рост количества младших школьников, страдающих задержкой психического развития. Так как в детском возрасте память, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции необходимо заниматься развитием памяти с детьми, страдающими ЗПР. Именно поэтому проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела особую актуальность.

Слайд 3

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 3

Ученые, занимающиеся изучением проблемы развития и коррекции памяти у младших школьников с ЗПР
Большой вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Власова Т.А., Лубовский В.С., Сухарева Г.Е., Блонский П.П., Веккер Л.М., Выготский Л.С., Грановская Р.М., Никитина Т.Б., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Бэн А., Гроос К. и многие другие. На современном этапе развития психологической науки углубленным изучением памяти занимаются Анохин К.В., Нуркова В.В., Березанская Н.Б. и др.

Слайд 4

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 4

Методологический аппарат исследования
Цель исследования: провести диагностическое исследование памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составить на основе его результатов коррекционную программу. Объект исследования – развитие и коррекция памяти младших школьников. Предмет исследования – развитие и коррекция памяти у младших школьников с ЗПР.

Слайд 5

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 5

Организацию работы по обучению различным способам запоминания. Проведение работы по корректировке некоторых сторон памяти отдельных учащихся. Организацию работы по повышению качества воспроизведения информации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекция памяти должна основываться на результатах диагностического исследования и включать в себя, по крайней мере, следующие направления:

Слайд 6

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 6

Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития и коррекции памяти младших школьников с ЗПР; подобрать методики, направленные на выявление особенностей памяти младших школьников с ЗПР; реализовать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей памяти младших школьников с ЗПР; провести анализ результатов исследования и сделать необходимые выводы; изучить различные теоретико-методические подходы к проблеме коррекции и развития памяти у младших школьников с ЗПР; разработать на основе теоретического анализа и результатов диагностического исследования коррекционно-развивающую программу и рекомендации по развитию памяти младших школьников с ЗПР.

Слайд 7

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 7

Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития и коррекции памяти младших школьников с ЗПР; Эмпирические: констатирующий эксперимент с использованием диагностической программы, включающей следующие методики:
Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии; Тест памяти на образы; Методика «Запомни рисунки»; Тест на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева; Методика «Изучение логической и механической памяти». Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Слайд 8

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 8

Экспериментальная база
Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования».

Слайд 9

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 9

Характеристика диагностической программы, применяемой для изучения особенностей памяти у младших школьников с ЗПР
№ Название методики Цель методики
1 Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии Исследование таких процессов памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение.
2 Тест памяти на образы Изучение особенностей образной памяти.
3 Методика «Запомни рисунки» Определение объема кратковременной зрительной памяти.
4 Тест на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева Исследование способности пользования вспомогательными средствами для запоминания и припоминания.
5 Методика «Изучение логической и механической памяти» Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Слайд 10

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 10

Результаты применения диагностической программы исследования памяти младших школьников с ЗПР на констатирующем этапе исследования
Результаты исследования памяти младших школьников с ЗПР по методике «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии

Слайд 11

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 11

Результаты обследования памяти младших школьников с ЗПР по тесту памяти на образы

Слайд 12

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 12

Результаты исследования памяти младших школьников с ЗПР по методике «Запомни рисунки»

Слайд 13

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 13

Результаты обследования памяти младших школьников с ЗПР по тесту на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева

Слайд 14

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 14

Результаты исследования памяти младших школьников с ЗПР по методике «Изучение логической и механической памяти».

Слайд 15

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 15

Характеристика коррекционно-развивающей программы по развитию и коррекции памяти младших школьников с ЗПР
Цель: коррекция и развитие памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач: Организовать работу по обучению различным способам запоминания. Провести работу по корректировке некоторых сторон памяти отдельных учащихся. Организовать работу по повышению качества воспроизведения информации.

Слайд 16

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 16

Тематический план занятий по развитию и коррекции памяти у младших школьников с ЗПР
№ Тема Цель Содержание
1 Введение в игровой сюжет. Мотивация к последующей деятельности. Развитие непроизвольной зрительной памяти. Развитие долговременной слуховой памяти. «Зарядка для путешественников»; «Каким цветом был костюм Скруджа?»; «Девиз Юных путешественников!»; «Готовность Юных путешественников».
2 Запоминание аудио информации. Припоминание. Долговременная память. Развитие процесса запоминания аудио информации и внимания. Развитие процесса припоминания. Развитие долговременной памяти. Развитие логического мышления. «Где Скрудж?»; «Эрудит»; «Расшифруй предмет»; «Что вы из этого возьмете?»; «Что мы уже купили? Что осталось?»; «Мы команда!»
3 Процесс запоминания и воспроизведения зрительной и аудио информации. Развитие слуховой кратковременной памяти и внимания. Развитие зрительной памяти. «Первый цветок»; «Второй цветок»; «Третий цветок»; «Наша карта».

Слайд 17

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 17

4 Зрительное и слуховое запоминание – и графическое воспроизведение. Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие логического запоминания. «Запомни и нарисуй»; «Запомни числа»; «Узнай голоса животных»; «У кого что в паре?»
5 Слуховая оперативная память. Зрительная образная память. Припоминание. Развитие слуховой оперативной памяти. Развитие зрительной образной памяти. Развитие процесса припоминания. «Испытание капитана»; «Мы на корабле»; «Море волнуется».
6 Запоминание и длительное сохранение информации. Зрительная память, графическое воспроизведение. Непроизвольная слуховая память. Развитие процесса запоминания и длительного сохранения информации. Развитие зрительной памяти и графического воспроизведения. Развитие внимания. Развитие непроизвольной слуховой памяти. «Цепочка»; «Куда идти?»; «Ошибка на ошибке»; «Мудрость».
7 Оперативная память. Опосредованное запоминание. Кратковременная зрительная память. Развитие оперативной памяти. Развитие опосредованного и механического запоминания. Развитие мышления. Развитие кратковременной зрительной памяти. «Код»; «Испытание разбойника»; «Дверь»; «Тени».

Слайд 18

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 18

8 Зрительная и слуховая память. Развитие зрительного запоминания и графического воспроизведения. Развитие слуховой памяти. «Птица»; «Заклинание»; «Отличия».
9 Зрительная и слуховая память. Припоминание. Развитие слуховой кратковременной памяти и мышления. Развитие слуховой памяти, внимания и припоминания. Развитие зрительной памяти. «Не правильный порядок»; «Зашифрованное слово»; «Графические коды».
10 Слуховая память. Припоминание. Развитие слуховой памяти мышления и внимания. Развитие быстрого припоминания. «Будь внимателен!»; «Путаница»; «Викторина».
11 Зрительное и слуховое запоминание. Формирование быстроты и точности воспроизведения информации.  Развитие непроизвольного запоминания, мышления и внимания. Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие графического воспроизведение по зрительному запоминанию. «Уравнение-ребус»; «Числовой ряд»; «Запутанные»; «Треугольники»; «Часы и время».
12 Развитие слуховой памяти. Подведение итогов путешествия, проведение рефлексии деятельности. Развитие воспроизведения информации по непроизвольному запоминанию. Развитие слуховой памяти и внимания. Подведение итогов. «Вспомни наш путь»; «Найди ошибки»; «Загадка».

Слайд 19

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 19

Выводы
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития и коррекции памяти младших школьников с ЗПР были выявлены особенности памяти у этих детей: ограниченность объема памяти; снижение прочности запоминания; неточность воспроизведения; быстрая утеря информации. Были подобраны методики направленные на выявление особенностей памяти младших школьников с ЗПР. Была реализована диагностическая программа и выявлены особенности памяти прикрепленной группы. Результаты, полученные в ходе исследования памяти были проанализированы. Разработана на основе теоретического анализа и результатов диагностического исследования коррекционно-развивающая программа по развитию памяти младших школьников с ЗПР.

Слайд 20

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 20

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены!

Слайд 21

Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития, слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!