Презентация - Разработка современного урока русского языка в игровой форме

2,942
просмотра
Презентации / Русский язык / Разработка современного урока русского языка в игровой форме

Текст этой презентации

Слайд 1

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 1

Тема работы: «Разработка современного урока русского языка в игровой форме»
Спахова Галина Викторовна учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 2

ВВЕДЕНИЕ
Хотим представить вашему вниманию урок в игровой форме по теме: «Повторение местоимения». В котором необходимо уметь находить местоимения в речи и правильно их употреблять, объяснять синтаксическую роль местоимений в предложении, распознавать приставки и определять морфологические признаки. Во всякую игру входит умение координировать своё поведение с поведением других. Игра является первой школой мысли для обучающихся. Вводя в игру известные правила, ставя задачи достижения определённых целей, напрягаются все инстинктивные возможности и интерес доходит до высшей точки.

Слайд 3

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ход урока.
I. Опрос домашнего задания. Представление своих визитных карточек с иллюстрациями. Он не помнит ничего. Визитная карточка №1. Ни с кем не спутаешь его. Опаздывает иногда – Не извинится никогда. Он никому не улыбается И ни к кому не обращается. ********** Она ни в чём не сомневается, Ни с кем нигде не пререкается. На веру ничего не принимает Визитная карточка № 2. И никому ведь не надоедает. Ей некогда о прошлом сожалеть, Никак ничем не хочется болеть. ********* Он ничего не понимает, Ни о ком не вспоминает, Визитная карточка № 3. Ни о чём не рассуждает, Ничем мозги не напрягает. Ведь никто ещё не знает, Что он поёт и сочиняет. ********* Ничем не похожа она на других. Визитная карточка № 4. И не с кем сравнить, Ведь нигде нет таких. Пусть некто позлится И нечто приснится – Она никого никогда не боится.

Слайд 4

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 4

II. Вспомнить правила. Что такое местоимение? Какие бывают разряды местоимений? Примеры. Правописание неопределённых и отриц. местоимений. III. Игра « Говорите по-русски.» Найдите грамматические ошибки и предложите правильные варианты. Ихний ребёнок много читает. У ней хорошее воспитание. Больной попросил медсестру налить себе воды. У её много проблем. Мы пошли к им в гости. Каждый уговаривал меня поехать к себе. Учитель. Чтение лингвистической сказки о местоимении.

Слайд 5

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 5

Понятие о местоимении
1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Я знаю, кто вы были. (М. Лермонтов) 2. Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. 3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Постоянные морфологические признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).

Слайд 6

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 6

Разряды местоимений
Личные Возвратное Притяжательные Вопросительные Относительные Неопределенные Отрицательные Определительные Указательные

Слайд 7

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 7

Личные местоимения
Я, ты, мы, вы, он(она, оно), они. При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (И. п. – я, а в Р.п. – меня) Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне. Местоимения 3-го лица ОН изменяется по родам: она, оно. После предлогов появляется Н (у него, возле них, около неё) Местоимения ТЫ, ВЫ могут обозначать не определенного человека, а любое лицо

Слайд 8

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 8

Возвратное местоимение
Себя Возвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет И.п., рода и числа.

Слайд 9

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 9

Притяжательные местоимения
Мой, твой, наш, ваш, свой Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные Формы Р.П. личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности. Местоимения вы, ваш используется как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

Слайд 10

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 10

Указательные местоимения
Местоимения тот, этот. такой изменяется по родам. падежам и числам. Местоимения таков изменяется по родам и числам

Слайд 11

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 11

Определительные местоимения
Сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой Указывает на обобщенное качество предметов. Они изменяются по родам, падежам и числам.

Слайд 12

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 12

Отрицательные местоимения
Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не – и ни – Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. Приставка не – всегда ударная, приставка ни – безударная. Изменяются по падежам, местоимения некого, нечего не имеют И.п.

Слайд 13

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 13

Вопросительные местоимения
Кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков? Они служат для выражения вопроса. Вопросительное местоимение который употребляется в выражении который час. Местоимения кто и что не изменяется по родам и числам

Слайд 14

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 14

Неопределенные местоимения
Некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то Данные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества. Изменяются, кроме некто и нечто, по падежам. Некоторые изменяются по родам и числам.

Слайд 15

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 15

Относительные местоимения
Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков Если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения

Слайд 16

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 16

НЕ и НИ
Если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно. Ни у кого. Не с кем.

Слайд 17

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 17

Правила написания
В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находиться под ударением и пишется слитно (несколько). Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно (кто-нибудь, кое-кто, кое у кого).

Слайд 18

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 18

IV. Устные тренировочные упражнения. Учимся находить местоимения в текстах А.С.Пушкина. №1. Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я. №2. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. №3. Свободы друг миролюбивый, В толпе красавиц молодых Я, равнодушный и ленивый, Своих богов не вижу в них. №4. Наконец и в путь обратный Со своею свитой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала.

Слайд 19

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 19

V. Отгадайте загадки про слова, состоящие из местоимений. 1. Когда местоимения бывают чистыми? ( Когда они вы-мы-ты.) 2. Что мешает водителям на дорогах? ( Я-мы.) 3. Первое светит машине в пути, 4.Какое местоимение может работать пристав- Чтоб в темноте ей дорогу найти. кой? Местоимением служит второе, (мест. ВЫ . Выпечка, вы- В тексте заменит вам имя мужское. ходить, выбегать, выгля- В Древнем Египте целое было, дывать.) Всеми людьми там руководило. (Фара + Он = Фараон.) VI. Физкультурная пауза. Делают упражнения. Живу я всех выше, На солнечной крыше, Там домик хорошенький мой. На чашечку чаю Я вас приглашаю, Варенье несите с собой. О ком говорилось? Сколько местоимений было в тексте? ( Карлсон.) ( 7 местоимений.)

Слайд 20

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 20

VII. Весёлая игра на внимание по местоимениям. « Я - не Я» - Кто любит шоколад ? - Я ! - Кто любит мармелад ? - Я ! - Кто любит груши ? - Я ! - Кто не моет уши ? - Не я ! - Кто любит гранат ? - Я ! - Кто любит виноград ? - Я ! - Кто любит урюк ? - Я ! - Кто не моет рук ? - Не я ! - Кто хочет банан ? - Я ! - Кто упрямый, как баран ? - Не я ! - Кто хочет кока-колу ? - Я ! - Кто вымоет всю школу ? - Не я !

Слайд 21

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 21

« Он – она» Он слон – она слониха, Он лось – она лосиха, Он кот – она … Ну, конечно, это кошка! Ну ошиблись вы немножко. Так сыграем ещё раз, Обыграть хочу я вас! Он морж – она моржиха, Он заяц – она зайчиха, Он бык – она … Ну, конечно же, корова, Поиграем, дети снова! Он тигр – она тигрица, Он осёл – она ослица, Он козёл – она … Ну, конечно же, коза, За повтор игры все «за»! Ёж он – она ежиха, Бобр он – она бобриха, Конь он –она … Ну, конечно же, лошадка, Всё у нас пока что гладко! Он бегемот – она бегемотиха, Он кашалот – она кашалотиха, Он баран – она … Ну, конечно же, овца, Доиграли до конца!

Слайд 22

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 22

VIII. Грамматическая коварная диктовка. (У доски и в тетрад.) Бегу на встречу (сущ.) я сейчас с друзьями, Кого там встречу (гл.) , расскажу я маме. Назвать части речи. ********** Прочитала наша Тома Про Незнайку все три тома. Назвать местоимения. ********** IX. Орфографическая пятиминутка. Ничем не удивишь, ни о чём не догадывался, поманить за собой, никаких насекомых, никого не касался, предложить кому-нибудь, чей-то шёпот, стряхнуть с него, не причинять никому зла, прикоснуться к чему-нибудь. Найдите местоимения по их морфологическим признакам: 1) возвратное, стоит в творительном падеже ( за собой) ; 2) неопределённо-личное, стоит в дательном падеже (кому-нибудь) ; 3) отрицательное, стоит в творительном падеже (ничем) ; 4) личное, 3-го лица, единственного числа, мужского рода, стоит в родительном падеже ( с него) .

Слайд 23

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 23

X. Словарная работа. Записать в словарики слова : шлёпанцы, этикетка. ( слова заимствованные, оформлены на печатных листах через компьютер.) Составить с ними предложения (письменно). XI. Весёлая этимологическая викторина. Шлёпанцы – это : А. сердитые родители, которые часто шлёпают своих детей; Б. приспособления для битья мух; В. домашняя обувь с открытой пяткой. Найти местоимение в слове ШЛЁПАНЦЫ. (НАШ - притяж.) Этикетка – это : А. дама, которая соблюдает все правила этикета; Б. ярлычок с фабричным ,торговым клеймом, надписью. Найти местоимение в слове ЭТИКЕТКА. (Эти – указат.)

Слайд 24

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 24

XII. Игра «Агентство Шерлока Холмса.» Операция № 1. Вставьте в кроссворд подходящие существительные. Операция № 2. Найдите местоимения, которые «спрятались» в существительных. Картина №1 – цветы. Картина №2 - деревья. Картина №3 - мышь. Картина №4 - почтальон. Картина №5 - самолёт. Картина №6 - таблетки. Где «спрятались» местоимения?
и х
и х
и х
и х
и х
ш у м и х а
в и х р ь
ш т р и х
п р и х о т ь
л и х а ч

Слайд 25

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 25

XIII. РЕЗЕРВ. Групповое задание ( по карточке на парту). Забияка был тот ёж, Лез ко всякой роже; Он на щ…тку был похож И на муфту тоже. У ежа с такой душ…й Друг был закадыч…ный, П…росёнок небольш…й, Но вполне пр…личный. Вставьте пропущенные буквы, определите разряды всех местоимений, сделайте морфологический разбор местоимения такой. XIV. Выставление оценок за оформление визитных карточек и работу на уроке. XV. Домашнее задание. Повторить все правила и составить кроссворд из местоимений.

Слайд 26

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 26

Морфологический разбор
Устный разбор (К)кому-то – местоимение. Во-первых. указывает на предмет: принесли (к кому?) (к) кому-то. Начальная форма – кто-то. Во-вторых, имеет постян. морфологический признак – неопределённое. Здесь употреблено в дательном падеже – это непостоянный признак. В-третьих, в предложении является дополнением.
Письменный разбор I. (К)кому-то – мест. Принесла (к кому) (к) кому-то. Н.ф. – кто-то. II. Пост. – неопредел.; непост. – в д.п. III. К кому? к кому – то (принесла)

Слайд 27

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 27

Спасибо за урок! Всем удачи!

Слайд 28

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игры на уроках организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением сложных задач, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения. Интересный урок способен захватить обучающегося, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность – вот что делает современный урок русского языка интересным и способствует организации внимания.

Слайд 29

Разработка современного урока русского языка в игровой форме, слайд 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дидакт. материалы к урокам рус. языка. Полежаева Е.А. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 год. 2. Новые загадки про слова. Агеева И.Д. Москва, Творческий центр, 2010 год. 3. Пословицы, стихи и загадки о русском языке. Ушакова О.Д. Санкт-Петербург, Литера, 2009 год. 4. Толковый словарь русского языка. В.И. Ожегов. 5. Интернет ресурсы: http://basik.ru/photo_animals/hedgehog, http://images.yandex.ru.