Презентация - Урок-обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика»

228
просмотров
Презентации / Русский язык / Урок-обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика»

Скачать презентацию Понравилось   |   1





Текст этой презентации

Слайд 1

Урок - обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика» 5 класс

Слайд 2


Задачи урока: Повторить основные понятия лексики: омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова; Проверить степень усвоения учащимися темы; Пополнить словарный запас детей новыми синонимами, антонимами и омонимами.

Слайд 3

Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие по галактике «Лексикандия». Мы побываем на разных планетах этой галактики. Но сначала нужно повторить все слова-термины, которые изучались в разделе «Лексика».

Слайд 4

Все слова языка. Раздел лингвистики, изучающий лексику. Слова, имеющие одно значение. Слова, имеющие несколько лексических значений. Слова с переносным значением. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Слова, близкие по значению. Слова, противоположные по значению.

Слайд 5

Все слова языка. (Лексика) Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология) Слова, имеющие одно значение. (Однозначные) Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные) Слова с переносным значением. (Метафоры) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы) Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. (Омофоны) Слова, близкие по значению. (Синонимы) Слова, противоположные по значению. (Антонимы)

Слайд 6

Итак, теперь можно отправляться в путешествие. Первая наша остановка – планета «Словарьландия»

Слайд 7

Повелитель этой планеты устроил для вас, ребята, испытания. Справитесь, и вход будет открыт.

Слайд 8

Правила работы со словарями. - Как вы определите по словарной статье, многозначное слово или однозначное? - А прямое и переносное значение слова? - Какие словари помогут подобрать к словам синонимы, омонимы, антонимы?

Слайд 9

Пользуясь словарями, приведите примеры: I группа – многозначных слов, II группа – синонимов, III группа – омонимов.

Слайд 10

Молодцы! Теперь ворота этой планеты для вас всегда открыты. Но пора снова в путь.

Слайд 11

- Смотрите, вдали виднеется какая-то планета. Посмотрите, она называется «Синонимбург». Приземляемся!

Слайд 12

А здесь нас ждет новое задание. Все жители этой планеты – синонимы, и живут они группами-семьями в отдельных домиках. Но накануне по планете пронесся ураган и все перепутал. Они просят нас помочь найти свои семьи.

Слайд 13

Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, холод, храбрый, мороз, стужа, великан, титан, трепетать, опасаться, робеть, смелый.

Слайд 14

Великан – гигант – титан Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый Робеть – трепетать – опасаться – бояться Холод – мороз - стужа

Слайд 15

И с этим заданием вы справились. Жители «Синонимбурга» благодарят вас за помощь. А мы продолжаем свое путешествие.

Слайд 16

Галактика «Лексикандия» нас продолжает удивлять. Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое так и называется «Удивительные вещи». Если вы правильно определите, о каких словах идет в нем речь, то узнаете, на какую планету мы приземлимся: Страшные вещи в природе бывают. Ножки у стула. Но стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. «Слон затрубил», - говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? - Что удивительного в том, что стул не шагает, часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? Что это за слова? - Верно, ребята, это Омонимы. А приземляемся мы на планету «Омоним».

Слайд 17

Здесь живут племена двойников. Какие именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки: Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки) В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки) В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. (Челн) Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. (Ключ) На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)

Слайд 18

Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием и помогли жителям острова. Но пора отправляться в путь. Впереди еще планета «Антонимландия».

Слайд 19

Жители этой планеты предложили выполнить очень интересное задание. Они хотят проверить – знаем ли мы антонимы.

Слайд 20

Подберите к выделенным словам из левого столбика соответ­ствующие антонимы из правого столбика:
1) бедная растительность - а) маленькая; б) скромная; в) пышная; 2) богатый опыт — а) ничтожный; б) убогий; в) скудный; 3) волшебный голос — а) божественный; б) раздражающий; в) безропотный; 4) полный ответ — а) пустой; б) частичный; в) жирный.

Слайд 21

Бедная растительность пышная Богатый опыт скудный Волшебный голос раздражающий Полный ответ частичный

Слайд 22

Ребята, теперь нам пора домой!!!!!!!!!!!