Презентация - Зарождение революционного народжничества и его идеология
просмотр
Текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
ПЛАН Причины роста революционного движения. Поиски ориентира. Теория революционного народничества.
Слайд 3
ПРИЧИНЫ РОСТА РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ.
ПОСЛЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г., НАРЯДУ С ЛИБЕРАЛЬНЫМ И КОНСЕРВАТИВНЫМ ДВИЖЕНИЯМИ РЕЗКО УСИЛИЛОСЬ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ. ЭТО БЫЛО ВЫЗВАНО НЕСКОЛЬКИМИ ПРИЧИНАМИ:
СОХРАНЕНИЕ ПОМЕЩИЧЬЕГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ,
ВРЕМЕННООБЯЗАННОЕ СОСТОЯНИЕ КРЕСТЬЯН, МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТЕЙ В ПРОВЕДЕНИИ РЕФОРМ,
АКТИВИЗАЦИЯ РАДИКАЛЬНО НАСТРОЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, СЧИТАВШЕЙ ЧТО НАРОД ВСТРЕТИЛ РЕФОРМУ ВРАЖДЕБНО НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ САМОГО АЛЕКСАНДРА II, СОХРАНЕНИЕ ИМ НА ВЕДУЩИХ ПОСТАХ МНОГИХ ДЕЯТЕЛЕЙ НИКОЛАЕВСКОГО ВРЕМЕНИ.
Крестьянское
волнение в селе
Бездна.
Слайд 4
ПОИСКИ ОРИЕНТИРОВ.
ИДЕЙНЫМ ВОЖДЕМ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В конце 50-х — начале 60-х гг. СТАЛ РЕДАКТОР ПЕТЕРБУРГСКОГО ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. ИСКУСНО ОБХОДЯ ЦЕНЗУРУ, ОН ВЫСТУПАЛ В СВОИХ СТАТЬЯХ ЗА КРЕСТЬЯНСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ, РАЗВИВАЛ ИДЕИ А. И. ГЕРЦЕНА ОБ «ОБЩИННОМ» СОЦИАЛИЗМЕ, РАТОВАЛ ЗА СОЗДАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Н. Г. Чернышевский.
.
Слайд 5
В июле 1862 г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ БЫЛ АРЕСТОВАН И ПОМЕЩЕН В ПЕТРОПАВЛОВСКУЮ КРЕПОСТЬ, ГДЕ ПРОВЕЛ ОКОЛО ДВУХ ЛЕТ. ТАМ ОН НАПИСАЛ РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?», КОТОРЫЙ БЫЛ НАПЕЧАТАН В ЖУРНАЛЕ «СОВРЕМЕННИК». В РОМАНЕ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ИЗЛОЖИЛ СВОИ ВЗГЛЯДЫ НА БУДУЩЕЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА, НА НОВУЮ МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ.
Чернышевский пишет роман «Что делать?»
Слайд 6
ЭТА КНИГА СТАЛА НАСТОЯЩЕЙ «БИБЛИЕЙ» ДЛЯ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ. ИДЕИ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ГЕРОЕВ РОМАНА СТАЛИ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ ПРИМЕРОМ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. В 1864 г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ БЫЛ ПРИГОВОРЕН К КАТОРГЕ И ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ПОСЕЛЕНИЮ В СИБИРИ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕРЦЕНА И ЧЕРНЫШЕВСКОГО, ДРУГИХ ПРОПАГАНДИСТОВ «ОБЩИННОГО» СОЦИАЛИЗМА НЕ ПРОПАЛА ДАРОМ.
Слайд 7
1864г. Гражданская казнь
Н.Г.Чернышевского
Слайд 8
ЕЩЕ в 1861 г. В ПЕТЕРБУРГЕ ВОЗНИКЛА ТАЙНАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ДЛЯ ЕЕ НАЗВАНИЯ БЫЛИ ВЗЯТЫ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ОДНОЙ ИЗ СТАТЕЙ Н. П. ОГАРЕВА, ПОМЕЩЕННОЙ В «КОЛОКОЛЕ»,— «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНИЛА НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, ЛЮДЕЙ ИЗ РАЗНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГРУПП И СОСЛОВИЙ: СТУДЕНТОВ, МЕЛКИХ ЧИНОВНИКОВ, МЛАДШИХ ОФИЦЕРОВ, ВЫХОДЦЕВ ИЗ МЕЩАН, КУПЦОВ, НИЗШЕГО ДУХОВЕНСТВА, РАЗОРИВШЕГОСЯ ДВОРЯНСТВА, т. е. «ЛИЦ РАЗНОГО ЧИНА И ЗВАНИЙ» РАЗНОЧИНЦЕВ.
Слайд 9
ПРОГРАММА «ЗЕМЛИ И ВОЛИ» ВКЛЮЧАЛА ТРЕБОВАНИЯ СОЗЫВА ПАРЛАМЕНТА И УСТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ШИРОКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РАВНОПРАВИЯ ЖЕНЩИН. ВЫДВИГАЛАСЬ ТАК ЖЕ ИДЕЯ ПЕРЕДАЧИ КРЕСТЬЯНАМ ВСЕЙ ЗЕМЛИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО СЕЛЬСКОГО, НО И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В САМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЩИНЫ.
Слайд 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ СВОДИЛАСЬ К ИЗДАНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, К СОДЕЙСТВИЮ ПОБЕГАМ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ИЗ ТЮРЕМ, МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ССЫЛЬНЫМ. «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» ГОТОВИЛАСЬ НАЧАТЬ ОТКРЫТОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В 1863 г., КОГДА, ПО МНЕНИЮ ЕЕ ЧЛЕНОВ, МОЖНО БЫЛО ОЖИДАТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ВОССТАНИЯ В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ ИСТЕКАЛ СРОК ПОДПИСАНИЯ УСТАВНЫХ ГРАМОТ.
Слайд 11
НО УЖЕ в 1862 г. БЫЛИ АРЕСТОВАНЫ НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫЕ ЧЛЕНЫ «ЗЕМЛИ И ВОЛИ». А В 1863 Г. РУССКИМ РЕВОЛЮЦИОНЕРАМ ПРИШЛОСЬ ИСПЫТАТЬ САМОЕ ГОРЬКОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ ИХ РАСЧЕТЫ НА МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ КРЕСТЬЯН.
ВЕСНОЙ 1864 г. «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ О САМОРОСПУСКЕ.
Слайд 12
ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА.
ИДЕИ «ОБЩИННОГО» СОЦИАЛИЗМА А. И. ГЕРЦЕНА И Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО СТАЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ СВОЕОБРАЗНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ РУССКОЙ РАДИКАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ — НАРОДНИЧЕСТВА. НАРОДНИКИ РАССМАТРИВАЛИ НАРОД, ПРЕЖДЕ ВСЕГО КРЕСТЬЯНСТВО, КАК РЕАЛЬНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИЛУ И СЧИТАЛИ СВОЕЙ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ СДЕЛАТЬ ЭТУ СИЛУ СОЗНАТЕЛЬНОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ. ОНИ ХОТЕЛИ ПОДНЯТЬ КРЕСТЬЯН НА РЕВОЛЮЦИЮ, КОТОРАЯ ДАЛА БЫ ВОЗМОЖНОСТЬ РОССИИ МИНОВАТЬ СТАДИЮ КАПИТАЛИЗМА И УСТАНОВИТЬ НОВЫЙ СТРОЙ, ОСНОВАННЫЙ НА ПРИНЦИПАХ РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ. НАИБОЛЕЕ КРУПНЫМИ ТЕОРЕТИКАМИ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА В 70-Х ГГ. БЫЛИ М. А. БАКУНИН, П. Л. ЛАВРОВ И П. Н. ТКАЧЕВ.
Слайд 13
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН (1814— 1876 ГГ.) СЧИТАЛСЯ ИДЕОЛОГОМ АНАРХИЧЕСКОГО КРЫЛА НАРОДНИЧЕСТВА. ОН РОДИЛСЯ В ПРОСВЕЩЕННОЙ ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬЕ, УЧИЛСЯ В АРТИЛЛЕРИЙСКОМ УЧИЛИЩЕ В ПЕТЕРБУРГЕ. В 1835 Г.
ОН УЧАСТВОВАЛ В ЕВРОПЕЙСКИХ РЕВОЛЮЦИЯХ 1848—1849 ГГ. ДВАЖДЫ ЕГО ПРИГОВАРИВАЛИ К СМЕРТНОЙ КАЗНИ: СНАЧАЛА САКСОНСКИЙ СУД, А ЗАТЕМ — АВСТРИЙСКИЙ. БАКУНИН БЫЛ ПЕРЕДАН РОССИИ, ГДЕ ЕГО СОСЛАЛИ В СИБИРЬ. В 1861 г. ОН БЕЖАЛ ИЗ ССЫЛКИ ЗА ГРАНИЦУ.
Михаил Александрович Бакунин
Слайд 14
В ЭТИ ГОДЫ СРЕДИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ИДЕЙ СОЦИАЛИЗМА ПОЛУЧИЛО РАСПРОСТРАНЕНИЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА — МАРКСИЗМ. СОГЛАСНО ТЕОРИИ МАРКСА, В СИЛУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕИЗБЕЖЕН ПЕРЕХОД ОТ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА К КОММУНИСТИЧЕСКОМУ, ГДЕ ВСЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) БУДУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ И ИСЧЕЗНЕТ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ. ОДНАКО ЭТОТ ПЕРЕХОД НЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ БЕЗ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,
ГЛАВНОЙ СИЛОЙ КОТОРОЙ БУДЕТ РАБОЧИЙ КЛАСС (пролетариат).
К. Маркс
Слайд 15
БАКУНИН БЫЛ ХОРОШО ЗНАКОМ С МАРКСОМ, НО РЕЗКО КРИТИКОВАЛ ЕГО УЧЕНИЕ. ОН СЧИТАЛ НЕОБОСНОВАННЫМ УТВЕРЖДЕНИЕ О КЛЮЧЕВОЙ РОЛИ ПРОЛЕТАРИАТА В ОБЩЕСТВЕ. ВЕСЬМА ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТНОСИЛСЯ И К ИДЕЕ МАРКСА О ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАРИАТА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УСТАНОВЛЕНА ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. ПО МЫСЛИ БАКУНИНА, ГОСУДАРСТВО ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА БУДЕТ НАВЯЗЫВАТЬ КРЕСТЬЯНАМ КОММУНИЗМ, И ЭТО ВЫЗОВЕТ БУНТ.
Слайд 16
Побег М.А.Бакунин
за границу.
БАКУНИН СЧИТАЛ, КРЕСТЬЯНСТВО РЕВОЛЮЦИОННОЙ СИЛОЙ, РАЗБУДИТЬ КОТОРУЮ ДОЛЖНА «УМСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ».
ОН ПРИЗЫВАЛ МОЛОДЕЖЬ БРОСИТЬ УЧЕБУ И РАЗРУШИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК.
ГЛАВНЫМ ЗЛОМ ОН СЧИТАЛ НЕ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, А ГОСУДАРСТВО, И СТАЛ ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ «АНАРХИЗМА».
ВЗАМЕН ГОСУДАРСТВА ОН ПРЕДЛАГАЛ СОЗДАТЬ ФЕДЕРАТИВНУЮ СВОБОДНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.
Слайд 17
ПЕТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ (1823—1900 ГГ.) СТАЛ ИДЕОЛОГОМ ПРОПАГАНДИСТСКОГО КРЫЛА В НАРОДНИЧЕСТВЕ. С 1857 г. ЛАВРОВ ВЫСТУПАЛ СО СТАТЬЯМИ ПО ПЕДАГОГИКЕ, ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ. В 1862 г. ОН СБЛИЗИЛСЯ С ЧЕРНЫШЕВСКИМ, ВСТУПИЛ В ОБЩЕСТВО «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ». В 1866 Г. БЫЛ АРЕСТОВАН, ПРЕДАН ВОЕННОМУ СУДУ И ВЫСЛАН В ВОЛОГОДСКУЮ ГУБЕРНИЮ. В 1870 Г. ЛАВРОВ БЕЖАЛ ИЗ ССЫЛКИ, ПРИБЫЛ В ПАРИЖ С 1872 ПО 1876 Г. ОН РЕДАКТИРОВАЛ ИЗДАВАВШИЙСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ ЖУРНАЛ «ВПЕРЕД!», ПОЛЬЗОВАВШИЙСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ВЛИЯНИЕМ В СРЕДЕ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ.
Петр Лаврович Лавров
Слайд 18
П.Л.Лавров
ПРОФЕССОР П.ЛАВРОВ ВЫСТУПАЛ ЗА ПРОПАГАНДУ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ.
ОН БЫЛ ПРОТИВ СТИХИЙНОГО БУНТА И СЧИТАЛ, ЧТО РЕВОЛЮЦИЮ НУЖНО ГОТОВИТЬ.
ЭТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ «КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИЕ ЛИЧНОСТИ», ОБЛАДАЮЩИЕ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКОЙ. ОНИ ДОЛЖНЫ ПОЙТИ В НАРОД И РАЗЪЯСНИТЬ ЕМУ ЕГО ПОТРЕБНОСТИ И СИЛУ.
Слайд 19
ПЕТР НИКИТИЧ ТКАЧЕВ (1844—1885 ГГ.) ЯВЛЯЛСЯ ИДЕОЛОГОМ ЗАГОВОРЩИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В НАРОДНИЧЕСТВЕ. ОН РОДИЛСЯ В НЕБОГАТОЙ ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬЕ, В 1861 г. ПОСТУПИЛ НА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. КАК ОДИН ИЗ ЗАЧИНЩИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ВОЛНЕНИЙ БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН В ПЕТРОПАВЛОВСКУЮ КРЕПОСТЬ. С 1862 г. ТКАЧЕВ НАЧАЛ ПЕЧАТАТЬСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЖУРНАЛАХ. В 1871 г. ОН БЫЛ ОСУЖДЕН ЗА РЕВОЛЮЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В 1873 г. БЕЖАЛ ИЗ ССЫЛКИ ЗА ГРАНИЦУ. В КОНЦЕ 1882 г. ОН ТЯЖЕЛО ЗАБОЛЕЛ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПРОВЕЛ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ.
Слайд 20
ВО ГЛАВЕ ЗАГОВОРЩИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СТОЯЛ П. ТКАЧЕВ.
ОН СЧИТАЛ, ЧТО КРЕСТЬЯНСТВО НЕ СПОСОБНО СОВЕРШИТЬ РЕВОЛЮЦИЮ. ЭТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ НЕБОЛЬШАЯ ТАЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
ГОСУДАРСТВО НЕ ИМЕЕТ ОПОРЫ В ОБЩЕСТВЕ, ПОЭТОМУ ЕГО ЛЕГКО МОЖНО РАЗРУШИТЬ И СОЗДАТЬ НОВЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ФОРМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Слайд 21
ИДЕИ ГЕРЦЕНА И ЧЕРНЫШЕВСКОГО, РАЗВИТЫЕ БАКУНИНЫМ, ЛАВРОВЫМ И ТКАЧЕВЫМ, СТАЛИ ОСНОВОЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ НАРОДНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСТАНОВКИ СРЕДИ НАРОДНИКОВ УСИЛИВАЛОСЬ ВЛИЯНИЕ ВЗГЛЯДОВ ЛИБО БАКУНИНА, ЛИБО ЛАВРОВА, ЛИБО ТКАЧЕВА.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: