Презентация - Древняя Русь в искусстве
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Древняя Русь в искусстве
Слайд 2
В Васнецов «Гусляры»
Слайд 3
В Васнецов «Баян»
Слайд 4
В. Васнецов «Богатыри»
Слайд 5
В.Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
Слайд 6
Летописи
Слайд 7
В. Васнецов «Летописец Нестор»
Слайд 8
К. Лебедев «Князь Игорь собирает дань с древлян»
Слайд 9
В Васнецов «Встреча Олега с кудесником»
Слайд 10
И живяше Олегъ, миръ имѣя къ всѣмъ странамъ, княжа въ Киевѣ. И приспѣ осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бѣ поставилъ кормити, не всѣдати на нь. Бѣ бо преже въпрошалъ волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умьрети?». И рече ему одинъ кудесникъ:[103] «Княже! Конь, егоже любиши и ѣздиши на немъ, от того ти умрети». Олегъ же приимъ въ умѣ, си рече: «Николи же всяду на конь, ни вижю его боле того». И повѣлѣ кормити и́ и не водити его к нему, и пребывъ нѣколко лѣтъ не дѣя его, дондеже и на грѣкы иде. И пришедшю ему къ Киеву и пребысть 4 лѣта, на 5 лѣто помяну конь свой, от негоже бяху рекъли волъсви умрети Ольгови. И призва старѣйшину конюхомъ, ркя: «Кде есть конь мой, егоже бѣхъ поставилъ кормити и блюсти его?». Онъ же рече: «Умерлъ есть». Олегъ же посмѣяся и укори кудесника, ркя: «То ть неправо молвять волъсви, но все то лъжа есть: конь умерлъ, а я живъ». И повелѣ осѣдлати конь: «Да ть вижю кости его». И приѣха на мѣсто, идеже бяху лежаще кости его голы и лобъ голъ, и слѣзъ с коня, посмѣяся, ркя: «От сего ли лъба смерть мнѣ взяти»?» И въступи ногою на лобъ, и выникнучи змѣя и уклюну ̀и в ногу. И с того разболѣвся, умьре. И плакашася по немъ вси людие плачем великом, и несоша ̀и, и погребоша ̀и на горѣ, иже глаголеться Щековица; есть же могила его до сего дни, словеть могила Олгова.[104] И бысть всѣхъ лѣтъ его княжения 33.
Слайд 11
И жил Олег, мир имея со всеми странами, княжа в Киеве. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он когда-то волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не пользуясь им, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого тогда волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И наступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
Слайд 12
Н. Рерих «Город строят»
Слайд 13
Н. Рерих «Строят ладьи»
Слайд 14
Аполлинарий Васнецов «Гонцы в Кремле»
Слайд 15
Н. Рерих «Гонец»
Слайд 16
Евпатий Коловрат
Слайд 17
Евпа́тий Коловра́т (1200 — 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».
Слайд 18
И некий от велмож резанских имянем Еупатий Коловрат[28] в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем.[29] И услыша приход зловѣрнаго царя Батыа, и иде из Чернигова с малою дружиною, и гнаша скоро. И приѣха в землю Резаньскую, и видѣ ея опустѣвшую: грады разорены, церкви пожены, люди побьены. И пригна во град Резань, и видѣ град разоренъ, государи побиты, и множества народа лежаща: ови побьены и посѣчены, а ины позжены, ины в рецѣ истоплены. Еупатий воскрича в горести душа своея и разпалаяся въ сердцы своем. И собра мало дружины тысящу семсот человек, которых Богъ соблюде — быша внѣ града. И погнаша во след безбожнаго царя, и едва угнаша его в земли Суздалстей. И внезапу нападоша на станы Батыевы, и начаша сѣчи без милости, и сметоша яко всѣ полкы татарскыа. Татарове же сташа яко пианы или неистовы. Еупатию тако их бьяше нещадно, яко и мечи притупишася, и емля татарскыа мечи и сѣчаша их. Татарове мняша, яко мертви восташа! Еупатий силныа полкы татарьскыа проеждяя, бьяше их нещадно. И ездя полком татарскым храбро и мужественно, яко и самому царю возбоятися.
Слайд 19
Повесть о Евпатии КоловратеИ один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем. И услышал он о нашествии верного злу царя Батыя, и уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенной: грады раззорены, церкви сожжены, люди убитыИ примчался в город Рязань и увидел, что город разорен, государи убиты и множество народа полегло: одни убиты мечом, а другие сожжены, иные в реке утоплены. Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за безбожным царем, и едва смогли догнать его в Суздальской земле. И внезапно напали на отдыхавшее войско Батыево, и начали сечь без милости, и внесли смятение во все полки татарские. Татары стали как пьяные или обезумевшие. Евпатий так бился беспощадно, что и мечи притупились, и выхватывал <он мечи> татарские, и рубился ими. Татары думали, что это мертвые воскресли! Евпатий на полном скаку сражался с сильными полками и бил их беспощадно. И сражался с войсками татарскими так храбро и мужественно, что и сам царь испугался.
Слайд 20
Александр Невский
Слайд 21
Н. Рерих «Александр Невский»
Слайд 22
Н. Рерих «Александр Невский поражает Ярла Биргера»
Слайд 23
В Боровиковский «Александр Невский»
Слайд 24
В.Серов Въезд Александра Невского
Слайд 25
В.Серов. Ледовое побоище
Слайд 26
Г. Семирадский«Александр Невский в Орде» 1876
Слайд 27
Семирадский Г.«Александр Невский принимает папских легатов» 1876
Слайд 28
П. Корин Триптих «Александр Невский»
Северная баллада Александр Невский Старинный сказ
Слайд 29
Житие Александра Невского
Уже бо бяше град Псков взят[23] и намѣстникы от немець посажени. Он же въскорѣ градъ Псковъ изгна и немець изсѣче, а инѣх повяза и град свободи от безбожных немецъ, а землю их повоева и пожже и полона взя бес числа, а овѣх иссече. Они же, гордии, совокупишася и рекоша: «Поидемъ и побѣдим Александра и имемъ его рукама».
Егда же приближишяся, и очютиша я стражие. Князь же Александръ оплъчися, и поидоша противу себе, и покриша озеро Чюдьское обои от множества вои. Отець же его Ярославъ прислалъ бѣ ему брата меньшаго Андрѣя на помощь въ множествѣ дружинѣ. Тако же и у князя Александра множество храбрых, яко же древле у Давыда царя силнии, крѣпции. Тако и мужи Александровы исполнишася духом ратнымъ, бяху бо сердца их, акы сердца лвомъ, и рѣшя: «О княже нашь честный! Нынѣ приспѣ врѣмя нам положити главы своя за тя». Князь же Александръ воздѣвъ руцѣ на небо и рече: «Суди ми, Боже, и разсуди прю мою от языка непреподобна, и помози ми, Господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадѣду нашему Ярославу на окааннаго Святополка».[24]
Слайд 30
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его». Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Слайд 31
Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!
Слайд 32
Александро-Невский соборСобор во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского в Екатеринбурге
Слайд 33
Сергий Радонежский
Слайд 34
М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Слайд 35
Житие Сергия Радонежского И яко преста старець и възрѣвъ на отрока, и прозрѣ внутренима очима, яко хощет быти съсуд избранъ Святому Духу. И пригласивъ, призва и к себѣ, и благослови его, и о Христѣ цѣлование дасть ему, и въпроси его, глаголя: «Да что ищеши, или что хощеши, чадо?» Отрокъ же рече: «Възлюби душа моя въжелѣти паче всего умѣти грамоту сию, еже и вданъ бых учитися, и нынѣ зѣло прискоръбна есть душа моя, понеже учюся грамотѣ и не умѣю. Ты же, отче святый, помолися за мя къ Богу, яко да бых умѣлъ грамоту». И когда кончил молиться старец и посмотрел на отрока, увидел он духовным взором, что будет отрок сосудом избранным Святого Духа. Он обратился к Варфоломею, подозвал его к себе, и благословил его, и поцеловал его во имя Христа, и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан был учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».
Слайд 36
М. Нестеров «Преподобный Сергий Радонежский»
Слайд 37
Н. Рерих «Святой Сергий»
Слайд 38
В. Васнецов «Поединок Пересвета с Челубеем»
Слайд 39
И тако събравъ вся воя своа, приспѣ противу безбожных татаръ: и увидѣвъ силу их зѣло множество, сташа сомнящеся, страхомь мнози от них обиати быша, помышляюще, что сътворити. И се внезаапу въ той час приспѣ борзоходець с посланием от святого, глаголюще: «Без всякого съмнѣния, господине, съ дръзновениемь поиди противу свирѣпьства их, никакоже ужасатися, всяко поможет ти Богъ». И абие князь великый Дмитрие и все воиньство его, от сего велику дръзость въсприимше, изыдоша противу поганых, сие слово рекь: «Боже великый, сътворивый небо и землю! Помощникь ми буди на противъникы святому ти имени». И тако сразившеся, многа телеса падааху, и Богу помогшу великому побѣдоносному Дмитрею, и побѣждени быша погании татарове и конѣчнѣй пагубѣ предани быша: видѣвше бо окааннии на себѣ богопустный гнѣвъ и Божие негодование, вси на бѣжание устремишася. Крестоносная же хоруговь доволно гнавъ въслѣд спротивных, множьство бесчислено убиваше: овии же язвени отбѣгоша, иных же живых руками яша. И бяше чюдно зрѣние и дивна побѣда; иже преже блистающася оружиа, тогда же вся окровавлена кровьми иноплеменных, и вси образы побѣды ношааху. И зде збысться пророчьское слово: «Единъ гоняше тысящу, а два тму».[182]
Слайд 40
Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь на противников святого твоего имени». Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая; и одни ранеными убежали, других же живыми в плен захватили. И было чудесное зрелище и удивительная победа; те, кто прежде блистали оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников, и все трофеи победные носили. И тут сбылось пророческое слово: «Один преследовал тысячу, а двое тьму».
Слайд 41
А. Васнецов «Московский Кремль при Иване Калите»
Слайд 42
Лавры России и Украины
Слайд 43
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Дата основания 1337 год
Слайд 44
Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»
Слайд 45
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Дата основания 1713 год
Слайд 46
Киево-Печерская Лавра Дата основания 1051 год
Слайд 47
В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)
Слайд 48
Успе́нская Поча́евская ла́вра
Дата основания 1240
Слайд 49
Древнерусские книги
Слайд 50
Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
Кириллица
Слайд 51
Псалтырь
Так выглядели первые
книги
Берестяная грамота
Слайд 52
Слайд 53
Слайд 54
Слайд 55
Слайд 56
Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония
Муромские
Сергий Радонежский
Слайд 57
Древнерусская словесность «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»Тест
Слайд 58
1. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он:
а) в этот день родился;
б) принял постриг в монастыре;
в) скончался.
2. Какое имя носил Сергий до пострига?
а) Варфоломей;
б) Еремей;
в) Птолемей.
3. Сергий Радонежский в лесах Подмосковья в середине XIV века основал лавру (мужской православный монастырь), который позже получил название:
а) Александро-Невская лавра;
б) Киево-Печерская лавра;
в) Троице-Сергиева лавра.
4. Перед Куликовской битвой с татарами Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, предрёк ему победу и подарил:
а) икону;
б) крест;
в) просфору (пресный белый хлебец).
Слайд 59
5. В “похвалу” Сергию Андрей Рублёв написал знаменитую икону, которая много лет находилась над могилой великого старца:а) «Благовещение»;б) «Вознесение»;в) «Троица».6. Сохранилось только вышитое изображение Сергия Радонежского. Многие художники пытаются изобразить его в разном возрасте. Кто является автором картины «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890)?а) Михаил Врубель;б) Михаил Нестеров;в) Николай Рерих.7. Назовите жанр духовной литературы, к которому можно отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских»:а) житие;б) молитва;в) притча.8. Кто автор «Повести...»?а) Владимир Мономах;б) Ермолай-Еразм;в) Илья Муромец.
Слайд 60
9. В каком городе княжили Пётр и Феврония?а) Мурманск;б) Муром;в) Муромцево.10.В словосочетаниях“преблаженные супруги”, “прославленный Пётр” и “дивная Феврония” выделенные прилагательные являются:а) метафорами;б) гиперболами;в) эпитетами.11. Что попросила Феврония взамен излечения Петра от болезни?а) много денег;б) дворянский титул;в) стать женой Петра.12. Кому были присущи такие качества, как ум, смекалка, умение творить чудеса?а) Павлу;б) Петру;в) Февронии.13. Кому были присущи такие качества, как религиозность, мужество, доброта?а) Павлу;б) Петру;в) Февронии.
Слайд 61
Ключи к тесту 1. б2. а3. в4. в5. в6. б7. а 8. б9. б10. в11. в12. в13. б
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: