Презентация - Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки
Кашпур Наталья Ивановна
ГБОУ Гимназия № 261
Санкт-Петербурга
2015
Слайд 2
Цели:
развивать навыки анализа текста, характеристики героев;
расширять словарный запас;
выявить элементы сказки в произведении;
обсудить нравственные проблемы. Планируемые результаты:
знание основных сведений о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, содержания и героев сказки;
владение элементами анализа текста;
умение объяснять значение диалектных и устаревших слов;
описывать иллюстрации и соотносить их с текстом.
Слайд 3
К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем Гражданская война, в которой К.Г. Паустовский участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.
Слайд 4
Ряд своих произведений Паустовский написал специально для детей. Среди них есть и несколько сказок: «Теплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Стальное колечко» и другие. Писатель серьезно относился к сказкам. «Сказка нужна не только детям, но и взрослым,—говорил он. — Она вызывает волнение — источник высоких и человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни». Сказки Паустовского всегда добрые и умные. Они помогают пристально вглядеться в красоту родной земли, учат любить ее, беречь все, что украшает нашу жизнь.
Слайд 5
Красоте родной земли, душевному богатству наших людей посвящена сказка Паустовского «Теплый хлеб». Написана она была в 1945 году, в конце войны. Действие сказки происходит в трудные годы. В деревнях остались лишь старики, женщины и дети, да и у тех не хватало зерна, не было ни сеялок, ни тракторов, пустовали старые разрушенные мельницы...
Слайд 6
Словарная работа
Картуз – мужской головной убор с козырьком.
Христорадники – нищие, те, кто побирается, просит. «Христа ради».
Дюже – сильно.
Треух – зимняя шапка.
Слайд 7
Составьте кластер «Персонажи сказки»
Панкрат
Бабка
Конь
Сорока
Старики
Ребята
Ветер
Слайд 8
В какое время года в деревне Бережки началась мирная жизнь? Ответ обоснуйте информацией текста.
Конец лета – начало осени, так как в тексте сказано, что «ветер качал спелую рожь».
Слайд 9
ЗавязкаФилька нехотя встал, вышел за калитку.
Слайд 10
Анализ завязки
- Как Филька обидел Коня? Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христорадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту) - Почему Филька так поступил? Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя.
Слайд 11
Последовательность действий Фильки
Слайд 12
Заполните таблицу «Качества характера Фильки»
Качества характера Обоснование данного утверждения текстом Филька нехотя встал, вышел за калитку. Наотмашь (то есть сильно размахнувшись) ударил коня по губам. Закинул хлеб далеко в рыхлый снег. На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
Слайд 13
Роль детали в тексте
Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя. - Какая деталь привлекла наше внимание? (Слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу. - Какой приём использовал автор? (Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание..)
Слайд 14
Найдите ключевые слова и выражения, помогающие понять, как реагирует природа на зло, совершённое Филькой.Как называется такой приём?
Слайд 15
Звукопись (аллитерация): повторяются звуки р, з, с, имитирующие свист ветра, рёв бури.
Ветер завыл, засвистал, вздул снег;
неслись столбы снежной пыли;
звёзды примёрзли к небесному своду;
ревела, обезумев, метель;
замёрзли колодцы.
Слайд 16
Определите значение слова «злорадный» (окрик). Напишите толкование этого слова.
Злорадный – качество предмета, обозначающее злобную радость при несчастье, неудаче другого. Злорадность – чувство удовлетворения, злобной радости, испытываемое при неудаче, несчастье другого.
Слайд 17
Классифицируйте средства языковой и художественной выразительности при описании метели, которая поднялась после злорадных слов Фильки.
Средства языковой и художественной Пример из текста выразительности Завыл, засвистел снег. Пронзительный ветер. Глаголы при описании метели. Взвивались столбы снежной пыли, неслись + однородные деепричастия.
Слайд 18
Вывод:
К. Г. Паустовский показывает нам Единство мира людей, природы, животных. Как оно проявляется? Поступки человека влияют на мир природы и животных.
Что отличает людей? Умение видеть последствия – главное отличие человека.
Слайд 19
Бабушкин рассказ
Слайд 20
Найдите в тексте слова (слово), указывающие (-ее) на чувства Фильки после рассказа бабушки о морозе столетней давности. Какие чувства испытывает Филька?
«Хрипло (спросил) – Филька волнуется, боится.
Слайд 21
Общие черты характера мужика и Фильки
Солдат попросил хлеб Конь потянулся к хлебу
Злой: «не добр был к Злой: «не добр был к коню»
солдату
Крикливый: «злой, Крикливый: «Да ну тебя! крикливый» Дьявол!»
Жадный: «не дал в руки, Жадный: «на вас не напасёшься,
кинул» на христорадников»
Грубый: «швырнул хлеб» Грубый: «закинул хлеб далеко»
Высокомерный: «Раз Высокомерный: «Вон твой хлеб!
голодный – поднимешь» Иди копай!»
Слайд 22
Но ведь мужик обидел человека, а Филька –раненое животное. Это существенная разница?
Разницы нет никакой, так как ни человека, ни животное обижать нельзя.
Слайд 23
Перечислите причины, по которым, по мнению бабушки, всех ждёт «неминучая смерть».
Замёрзли колодцы. (Воды нет).
Мука у всех вышла.
Мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
Слайд 24
Перечислите причины, которые по мнению бабушки, привели к тому, что «стрясся тот мороз».
Злоба людская.
Охлаждение сердца.
Дурной человек, обидчик.
Злое дело (злодейство).
Слайд 25
Грехи Фильки
Слайд 26
Филька совершил плохой поступок. Известно ли вам, что такое деяние называют еще проступком? А в духовной литературе, в Библии, принято называть плохое дело грехом. Знаете ли вы, что означает слово грех? Давайте обратимся к толковому словарю. В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех – это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского. «Грех – это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение».
Слайд 27
Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки:
«Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов все-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть. Никто ее не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как темной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»
Слайд 28
За советом к Панкрату
Паустовский назвал своего героя Панкрат. Почему Панкрат?
Обратимся к словарю имён. Панкрат в переводе с греческого обозначает всевластный, всесильный, всемогущий. Имя способно наделить человека твёрдостью, прямолинейностью, решительностью и довольно острой реакцией на какое-либо негативное воздействие.
Слайд 29
Соответствует ли имя характеристике героя, его поступкам?
Полностью соответствует. Ведь Панкрат починил мельницу, от которой зависит жизнь деревни. Мальчишки считали его колдуном, то есть всемогущим. Даже бабка, повидавшая на своём веку немало, и то называла его хитрым, учёным, подчёркивая его мудрость опыт, а значит, силу.
Слайд 30
Что делать человеку, допустившему ошибку? Как её исправить?Движение по дороге жизни превращается в подъём по лестнице.
Слайд 31
Путь Фильки к добру. Этапы покаяния
Осознание греха, стыд за неправедное дело
Признание своей вины
Преодоление страха наказания и стыда
Чистосердечное раскаяние и покаяние
Искупление греха
Благодарность за урок
Слайд 32
Что придумал Филька?
Слайд 33
Простой мирный труд — починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в волшебный и радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса вокруг нас, в простых делах каждого дня.
Слайд 34
Почему сказка называется «Тёплый хлеб»?
Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову. а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. (Реализация индивидуального домашнего задания).Хлеб – всему голова.Хлеб да вода – крестьянская еда.Хлеб сердце человеку укрепит.Хлеба нет – и друзей не бывало.Хлеба нет – и корочки в честь.Хлеба ни куска – и в горнице тоска.Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска. Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу. б) Какие значения имеет слово «тёплый»? Тёплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло в) Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? (Тёплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был тёплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).
Слайд 35
Смысл заглавия сказки
Уже в названии сказки Паустовский мастерски сочетает конкретный и философский смысл, прямое и переносное значение слова «тёплый». Происшедшие в деревне Бережки удивительные события помогли Фильке стать другим, «потеплеть» и к людям, и к животным, и ко всему окружающему миру. Тёплый хлеб – это самое дорогое, отданное от сердца, с душой, с заботой о ближнем.
Слайд 36
Докажите, что перед нами литературная сказка.
Сказка «Тёплый хлеб» литературная, поскольку, во-первых, у неё есть автор, во-вторых, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки — и указывается время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.
Слайд 37
С какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные мотивы?
Сказочные герои Реальные герои Сорока Филька Силы природы Конь Мельник Панкрат Бабка Фильки Жители деревни
Слайд 38
Сказочные события Реальные события
Топнул конь ногой – засвистел Война, раненый конь,
ветер, упал на землю лютый равнодушный мальчик,
мороз. жители деревни.
Легенда о происшествии Инвалид, просящий подаяние
столетней давности. Мальчик, обидевший коня.
Говорящая сорока приводит Совместная работа,
тёплый ветер. возвращение к жизни мельницы. Радость прощения и примирения с конём. Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные сцены природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конём.
Слайд 39
Вывод: надо делать добро, а если ошибёшься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый.Сказка учит нас ответственности за свои поступки, доброте, милосердию не только к человеку, но и к животным.
Слайд 40
Передайте содержание текста несколькими предложениями. Запишите получившийся текст.
Кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события.
Вычленить наиболее важный материал.
Самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции при обобщении языкового материала. В тексте говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, обидел его, и из-за этого разбушевалась природа; целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть; однако бабушка мальчика, рассказав ему о событиях столетней давности, открыла Фильке причину несчастья.
Слайд 41
Использованная литература и интернет-источники
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014
Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
3. http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/4.html#d23
4. http://control.audiopedia.su/audio/8817 5. http://www.openclass.ru/node/111462
6. http://www.gramma.ru/EDU/? 7. http://kak.znate.ru/docs/index-57858.html
8. Картинка (титульный слайд) http://diafilms-tv.ru/sites/default/files/imagecache/slideshow/img001_97.jpg
9. Портрет Паустовского (слайд 3) http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/342/89342603_45ef2960e4573bd989329a97425_prev.jpg
10.Картинки (слайд 4) . Обложка книги «Стальное колечко» http://iknigi.net/books_files/covers/thumbs_300/stalnoe-kolechko-sbornik-52850.jpg
11. Обложка книги «Похождения жука-носорога» http://img2.labirint.ru/books4/30860/covermid.jpg
12. Обложка книги «Заячьи лапы» http://www.booksiti.net.ru/books/6253175.jpg
13. Обложка книги «Кот-ворюга» http://img1.labirint.ru/books23/221079/covermid.jpg
14. Картинка (слайд 5) http://picpool.ru/rasskaz_teplyj_hleb_574042/
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/342/89342603_45ef2960e4573bd989329a97425_prev.jpg
15. Картинка (слайд 6) http://kohuku.ru/uploads/posts/2014-02/1392616711_s2ude4xg8b.jpg
16. Картинка (слайд 8) http://otvet.imgsmail.ru/download/04d54fb20ba8fa67f497806c67e719be_i-4045.jpg
17. Картинка (слайд 9) http://picpool.ru/rasskaz_teplyj_hleb_574042/
Слайд 42
18. Картинка (слайд 13) http://forum.portal.edu.ro/uploads/photo-152707.jpg 19. Картинка (слайд 14) http://img-fotki.yandex.ru/get/9797/1808891.1b/0_b2fe8_7c6d0c17_orig.jpg 20.Картинка (слайд 15) http://img-fotki.yandex.ru/get/9668/78082870.24f/0_b6f45_1db99660_XXL 21. https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/e2/ca/6c/e2ca6c32840abe4daf7116cb93d3293f.jpg 22. Картинка (слайд 16) http://900igr.net/datai/literatura/Urok-Tjoplyj-khleb/0009-003-Metel.jpg 23. Картинка (слайд 19) https://i.ytimg.com/vi/uqV-lGuHqGM/hqdefault.jpg 24. Картинка (слайд 20) http://salikova.ucoz.ru/_ld/2/62846122.jpg 25. Картинка (слайд 22) http://uslide.ru/images/16/22177/389/img21.jpg 26. Картинка (23 слайд) http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/497311/main_497311_original.jpg 27. Картинка (слайд 24) http://uslide.ru/images/16/22177/736/img3.jpg 28. Картинка (слайд 26) http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/503505/main_503505_original.jpg 29. Картинка (слайд 27) http://900igr.net/datai/literatura/Urok-Tjoplyj-khleb/0012-005-Za-sovetom-k-Pankratu.jpg 30. Картинка (слайд 29) https://i.ytimg.com/vi/qG9t7hfsk4Q/hqdefault.jpg 31. Картинка (слайд 32) http://photo.7ya.ru/ph/2014/4/14/1397471065860.jpg?rnd=-1919347712 32. Картинка (слайд 33) http://fb.ru/misc/i/gallery/12054/323798.jpg 33. http://img-fotki.yandex.ru/get/9807/154981744.a4/0_dfb5a_105e6d82_XL.jpg 34. Картинка (слайд 35) http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/127/110127399_19.jpg 35. http://j.livelib.ru/boocover/1000466314/o/acc0/Konstantin_Paustovskij__Teplyj_hleb.jpeg 36. Картинка (слайд 36) https://i.ytimg.com/vi/R6bEwTvj28o/maxresdefault.jpg 37. Картинка (слайд 37) http://900igr.net/datai/literatura/Skazochnik-Andersen/0005-005-Uznaj-proizvedenie.png
Слайд 43
Интернет-ресурсы
http://fotki.yandex.ru/users/zomka/album/108210?&p=3
http://fotki.yandex.ru/users/zomka/album/103409/?&p=18
http://fotki.yandex.ru/users/zomka/album/108210/ Подготовила учитель русского языка и литературы ГУ «Мичуринская средняя школа» Тихонова Надежда Андреевна
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: