Текст этой презентации
Слайд 1
Презентация по литературеТема: Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»5 класс подготовил Мурзаев Сергей Николаевич, учитель литературыМБОУ «СОШ №136»г. Казань 2015 г.
Слайд 2
Н.В. ГогольРеальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»
Слайд 3
Цели и задачи урока
Показать характер изображения писателем народной жизни; Выявить соотношение реального и фантастического , трагического и комического в повести Н.В. Гоголя;
Организовать работу по осознанию и восприятию художественного произведения;
Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией;
Развивать навыки анализа текста.
Слайд 4
Николай Васильевич Гоголь
Где прошли детские годы писателя?
Как относился будущий писатель к своей малой родине?
В какой гимназии он учился?
Каковы были его увлечения?
Как называлась его первая книга? Какие повести вошли в нее? Какая общая тема объединяет их?
Слайд 5
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Над сборником Н.В. Гоголь работал три года и закончил ее в 1832 г.
В книгу вошли произведения:
«Сорочинская ярмарка»
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Майская ночь, или утопленница»
«Пропавшая грамота»
«Ночь перед рождеством»
«Страшная месть»
«Иван Федорович шпонька и его тетушка»
«Заколдованное место»
Слайд 6
Ответим на вопросы
Кто является рассказчиком в повести?
Какие хозяйственные культуры выращивал дед?
Чем дед угощал гостей? Куда и зачем шли гости?
Чем дед удивил чумаков?
Слайд 7
Мир заколдованного места
Почему дед попал на заколдованное место? Как это произошло?
Каковы особенности заколдованного места?
Заколдованное место – место, где пересекаются обычный и обыденный мир.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы
Здесь происходят страшные явления и слышаться жуткие звуки.
Звезды и месяц не горят, царит мрак, а единственный источник света – свеча на могиле.
Слайд 8
Жители заколдованного места
Почему дед стремиться попасть на заколдованное место?
Что случилось в первый и второй раз?
Какие существа ему там встречаются?
Баранья голова, Птичий нос, Медведь, Харя
Что увидел дед раскопав землю?
Слайд 9
Рассказчик
Как относится автор к главному герою произведения?
Каким вам видится дед? Какое качество подвело его?
У кого в повести наливаются красные глаза и раздуваются ноздри?
Что оказалось в котле?
Слайд 10
Чем закончилось приключение деда?
Что впоследствии вырастало на заколдованном месте?
Какую роль в произведении играет пейзаж?
Какие эпизоды оказались смешными, а какие страшными?
Что в повести реальное, а что фантастическое? Как сочетаются реальное и фантастическое?
Слайд 11
Какие итоги урока
Жадность и желание обогатиться без труда губительны для души человека. Нечистая сила насмехается над дедушкой, поэтому клад не приносит ему счастья и превращается в «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».
Слайд 12
Домашнее задание
Найдите в тексте примеры использования автором гипербол, эпитетов, сравнений. Вспомните значение этих средств выразительности, посмотрите в словарь терминов в конце вашего учебника. Определите их роль Выпишите по одному на каждое средство выразительности.
Перескажите от лица деда эпизоды посещения заколдованного места.
Слайд 13
Источники
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 5 клас. – М.: ВАКО, 2009. – 416с.
Дидактический материал по литературе: 5 класс/ Иванова Е.В. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 125 с.
http://ppt4web.ru/literatura/zakoldovannoe-mesto-nvgogolja.html