Презентация - Герои и темы народного эпоса
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема: Герои и темы народного эпоса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна
Слайд 2
Проверка домашнего задания.
Что такое героический эпос? Как проявился героический эпос у русского народа? Что такое «олонхо»? Назвать литературные произведения русского эпоса.
В каких жанрах искусства, кроме литературы, проявился героический эпос? Какие музыкальные произведения вы знаете созданные на эпическую тему? Какие художники обращались к героическому эпосу?
Слайд 3
Словарная работа Ру́ны — письменность древних германцев, древних славян и древних тюрков. Ка́нтеле —карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».
Страница из рунической рукописи Codex Runicus
Карело-Финские музыканты играющие на ка́нтеле. 1949 год.
Слайд 4
Героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, но он имеет много общих черт и сходных признаков:
повторяемость тем и сюжетов,
общность характеристик главных героев.
Слайд 5
Сюжеты героических эпосов:
сотворение мира,
чудесное рождение героя,
первые подвиги героев в юности, сватовство героя и его испытания,
описание битв,
защита и освобождение отчизны,
прославление верности и дружбы.
Бурятский героический эпос
Слайд 6
Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нём рассказывается, как боги создают гармонию мира из первоначальной бездны хаоса.
Слайд 7
В исландском эпосе «Старшая Эдда» рассказывается о сотворении мира и Мировом Древе — ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой бездны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гармонии.
Иггдрасиль
Слайд 8
У славян и у некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достаёт со дна океана птица.
Легенда о Гамаюне
Слайд 9
Выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпосе. В нем говорится, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнём в них рождено Золотое яйцо. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть - небо, а нижняя - земля. Пространство между ними - воздух.
Брахма
Слайд 10
Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. богатырь Манас рождён от вкушения его матерью яблока, герой осетинского нартского эпоса родился из камня, Вяйнямёйнен – герой «Калевалы» родился от матери воды.
Вяйнямёйнен
Манас
Слайд 11
Распространённым сюжетом народного эпоса становится сватовство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполнимые условия (добывание огня, изготовление орудий труда и т. д.).
Слайд 12
Значительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.
Калмыцкий
народный эпос Джангар
Слайд 13
Часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Ахилл и Гектор – герои гомеровского эпоса. доблестный рыцарь Роланд, защищая Францию. Зигфрид и рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. убит после победоносного похода Манас.
Гибель Ахилла. П.П.Рубенс
Гибель Роланда
Слайд 14
Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». Лишь самому старшему из братьев удаётся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.
Братья Пандава из эпоса «Махабхарата»
Слайд 15
Герои народного эпоса защищают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Один на один готовы они сразиться с врагом в чистом поле. Для русского богатыря смерть в бою не страшна и «не писана», в конечном счёте, богатырь одерживает победу.
Илья Муромец. В.Васнецов
Илья Муромец и Идолище поганое. Георгий Юдин.
Слайд 16
Героический эпос прославляет верность дружбе, великодушие и честь. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир. Плач Гильгамеша по Энкиду - одно из самых поэтичных мест эпоса
Иллюстрации к эпосу «Гильгамеш»
Слайд 17
Карело-финский эпос «Калевала»
Много веков назад в краю лесных озёр и рек, шумящих елей и сосен, под суровым небом северных земель Карелии и Финляндии сложил народ удивительные по красоте предания. Просто и торжественно звучат руны о далёких временах мира и о первых героях.
Слайд 18
Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен - старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он ценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретённые знания. Вейнямёйнен - первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа.
Слайд 19
Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо - маленькую волшебную мельницу - источник изобилия. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъелу в надежде добыть Сампо.
Слайд 20
Герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо. Тогда Вейнямёйнен берёт в руки кантеле и начинает играть, погружая в сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыскивает Сампо, достаёт его из каменной горы, кладёт в лодку и отправляется в путь. На третий день пробудилась хозяйка и обнаружила пропажу
Слайд 21
Но хозяйка Похъёлы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болезни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям.
Слайд 22
Карело-финский эпос «Калевала» 1 руна
Народный эпос «Калевала» был собран и записан в середине XIX века Э. Ленротом
Слайд 23
Закрепление материала. Что вам известно о героическом эпосе народов мира? Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпоса? Что представляют собой главные герои героического эпоса? Кто они? Какие черты героического эпоса присущи карело-финскому эпосу «Калевала»?
Слайд 24
Литература.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0
http://briefly.ru/_/kalevala/
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: