Презентация - Мусоргский «Картинки с выставки»

5,255
просмотров
Презентации / МХК и ИЗО / Мусоргский «Картинки с выставки»

Текст этой презентации

Слайд 1

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 1

Мусоргский «Картинки с выставки»
«Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним из сюжетов Гартмана. Мусоргский «изобрел» совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные  картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и поскольку по выставке  обычно гуляют, он  назвал это  вступление «Прогулкой».

Слайд 2

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 2

Гном
Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился – трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее – снова ничего не получилось. Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то. подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя. Побежал снова и – стой! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный. 

Слайд 3

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 3

Старый замок

Слайд 4

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 4

Тюльерийский сад

Слайд 5

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 5

Тюльерийский сад
Эта короткая пьеса - живая жанровая сценка. В ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится  выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел...

Слайд 6

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 6

Быдло
Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась

Слайд 7

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 7

Балет невылупившихся птенцов
Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино - маленькое скерцо (сравните: шутка - шуточка). На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Вся пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями от первой до последней ноты, очень тихо и нежно «щебечет». 

Слайд 8

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 8

Два еврея, богатый и бедный
У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке» (картина не сохранилась) и «Бедный еврей» (репродукцию этой картины вы можете видеть). Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.

Слайд 9

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 9

Два еврея, богатый и бедный

Слайд 10

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 10

Слайд 11

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 11

«Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке».
На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.

Слайд 12

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 12

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) - фантастическая картинка полёта Бабы-Яги, прообразом которой послужил проект бронзовых часов в русском стиле, изображавших сказочное жилище ведьмы. Быстрая и стремительная пьеса - размашистое скерцо с контрастирующей таинственной средней частью - вливается непосредственно в величавый торжественный финал цикла.

Слайд 13

Мусоргский «Картинки с выставки», слайд 13

«Богатырские ворота»,
В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на  Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.