Презентация - Первые художники Земли
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Что такое МХК? Мировая художественная культура
Цели и задачи курса.
Первые художники Земли
Автор: Лузина О.В.
Учитель ИЗО и МХК г. Березники
Слайд 2
Путешествие в мир искусства
В 10 классе вы познакомитесь с художественной культурой народов мира, оставивших глубокий след в истории человеческой цивилизации.
Путешествие во времени и пространстве.
Многие цивилизации оставили бесценный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры – это Древний Египет, Мезоамерика, Древняя Греция и Древний Рим, средневековый восток и Древняя Русь
Древняя истина: « У соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер». Мы с вами будем не только знакомится с шедеврами искусства народов мира, а попробуем понять душу и характер народов.
Слайд 3
Жизнь коротка, искусство вечно…
Искусство - одна из форм общественного сознания.
Что относят к искусству ? (назовите виды).
Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности.
Старая истина гласит:
Слайд 4
Виды искусства
Пространственные
Временные
Изобразительные
Конструктивные
Графика, Живопись,
Скульптура,
Художественная фотография,
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)…
Архитектура,
Дизайн
Литература,
Театр, кино, телевидение, цирк,
Музыка, танец…
В отличие от науки, искусство выражает представления об окружающем мире не через понятия, а через художественные образы. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности.
Слайд 5
«Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, неподвластного стремления человека к добру, к истине и совершенству». Томас Мани «К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания ДОБРА и ЗЛА». Альбрехт Дюрер
Слайд 6
Курс МХК
Курс МХК, призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, внешнего облика, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать: критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.
В Боровиковский
«Портрет М. Лопухиной»
Слайд 7
Понятия: цивилизация и культура
Цивилизация (рим.) – гражданский, общественный, государственный. Достойное поведение гражданина, противоположенное варварству и дикости.
Французы: Вольтер, Руссо и Дидро считали, что цивилизация принесла человечеству только испорченность и моральную извращенность.
Сегодня под цивилизацией понимают уровень материального и духовного развития общества и играет прогрессивную роль. Культура (от слова культ – возделывание, обрабатывание). Обряды и ритуалы служения и поклонения богам, культовые вещи для жертвоприношения богам одна из причин возникновения искусства. Первоначально культура соотносилась с возделыванием земли (Марк Порций Каттон). Марк Тулий Цицерон: культура – умственная деятельность человека. У французов – это разумность.
Культура сегодня имеет несколько понятий: Уровень развития хозяйственной деятельности человека,
Наличие условий для просвещения,
Просвещенность, начитанность, образованность,
Выращивание культивирование растений.
Слайд 8
МХК в 10 классе: от истоков до XVII в.
Постижение произведений искусства невозможно без понимания художественного стиля. Художественный стиль – устойчивое единство, совокупность средств выразительности и творческих приемов, в которые входят:
Особенности восприятия окружающего мира,
Образное воплощение исторического и национального своеобразия художественной культуры определенной эпохи, страны и народа. Искусство – это зеркало, в которое смотрится человечество. Знакомство со стилями будем начинать с архитектуры, где ярко и устойчиво выразились характерные черты эпохи, затем пластические искусства отражающие идеалы и наиболее значимые темы эпохи, музыка, литература, театр – выразившие дух и настроение своего времени.
Мадонна–защитница – святая покровительница.
Слайд 9
Искусство первобытного человека
Первые художники Земли.
Слайд 10
Искусство первобытного человека
Художественная культура первобытного мира и древнейших цивилизаций дала человечеству великие творения искусства. Тысячелетия разделяют нас с этим периодом.
На эти и многие другие вопросы нам предстоит дать ответ. Наш разговор о древних цивилизациях мы начинаем с первобытного искусства...
Что определяло художественный стиль той или иной цивилизации? Как происходило формирование культурных традиций?
Слайд 11
Каменный век
Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Лишь во второй половине XIX в. были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара, с этого времени и начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.
Периодизация основных этапов развития первобытной культуры:
палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.).
БИЗОН Около 12 тыс. до н. э. Пещера Альтамира, Сантандер, Испания.
Слайд 12
Танец буйволов
Синкретический характер искусства
Первоначально искусство носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
Слайд 13
Так, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя. По мере того как совершенствовалось производство орудий труда и появлялась потребность к познанию законов Вселенной, человек начал создавать предметы, все более похожие на произведения искусства.
Слайд 14
Первые рисунки, вероятно гравировались кремневыми резцами на камне, кости и роге; для их раскраски использовались сажа, охра различных оттенков и мергель (горная порода).
Оттиск человеческой Руки. Палеолит. 40—10 тыс. лет до н. э.
Пещера Пеш-Мерль, Франция
Первые художники земли
Живопись эпохи палеолита:
художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. стали больше внимания уделять прорисовке деталей
Примерно 12 тыс. лет до н. э. пещерное искусство достигло своего наивысшего расцвета. К этому времени художники научились передавать объем, цвет, пропорции фигур, движение.
Слайд 15
ПещераАльтамира
Альтамира – пещера в Испании с полихромной каменной живописью
В своих рисунках первые художники не соблюдали пропорции между величиной отдельных животных, а потому мамонты и бизоны изображались той же величины, что горные козлы и львы, а огромный тур мог быть запечатлен рядом с крошечной лошадью.
Слайд 16
Пещера Ласко (Франция)
Сколько в рисунках экспрессии! Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к тотему, бывшему, по представлению древнего человека, прародителем или покровителем племени.
Зубры. Палеолит. Пещера Ласко, Франция
Слайд 17
Скульптуры Палеолита
Изображения выполнены в технике рельефа, или как круглые одиночные фигурки зверей из мягкого камня, дерева, глины или костей животных. Особенно много сохранилось изображений женщин, переданных подчеркнуто объемно и натуралистично из мягкого известняка или мамонтовой кости. Но почему именно женщину изображали древние скульпторы? Женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Западной Европы до Байкала, — носили культовый характер и почитались как святыня. Это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. В Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту.
Венера Виллендорфская. Палеолит. Музей истории искусств. Вена
Слайд 18
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (10—6 тыс. лет до н. э.), происходит резкое потепление климата. Ледник,; потоки воды, превращаясь в реки и озера, благоприятно влияют на рост лесов.
Мезолит. Пещера Валторта. (Испания)
Усложняются композиционные решения рисунков, а сам изобразительный язык становится более условным. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность, правдоподобие отходит на второй план.
— «Сражающиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как неповторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовиться к следующему выстрелу. Другой прицеливается в мчащегося навстречу оленя. Третий, изогнувшись всем телом, уже успел несколько раз поразить животное, а четвертый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны изображения животных: их грациозные позы, запечатленные в стремительном и легком беге, изящные головы с горделиво вскинутыми вверх рогами.
Слайд 19
Неолит
В связи с глобальным потеплением в эпоху неолита люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В этот период стали интенсивнее использоваться различные природные материалы и техники их обработки. В обиход прочно входят лепная керамика, ткачество, изделия из дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобретает колесо).
.Живопись становится еще более стилизованной и схематичной, очень отдаленно напоминающей изображения человека и животных. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается впечатление небрежности исполнения.
Мезолит, неолит и энеолит в регионе
Абстрактные мотивы были полны глубокого смысла: волнистые узоры символизировали течение реки, бегущая спираль — непрерывное движение солнца и времени, перекрещенный круг — солнечный диск. Одна или две параллельные линии обозначали землю, лента из черных треугольников — пашню…
Слайд 20
МЕГАЛИТЫ - дольмены, менгиры и кромлехи
В эпоху неолита возникли и более сложные сооружения, не имевшие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека.
Древнейшие сооружения человечества
Менгиры представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке.
Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.
Неолит.
Бретань,
Франция
Менгиры. Неолит.
Бретань, Франция
Слайд 21
Дольмены
Внутреннее пространство дольменов, вероятно, служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляют 2 х 3 м, их высота достигает 2 м. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.
Слайд 22
Кромлехи
Кромлех Стоунхендж.
II тыс. до н. э.
Солсбери, Великобритания
Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.
Искусство древнего мира уникально и не имеет аналогов.
Кромлех служил местом ритуальных церемоний и погребений, служил устрашающим символом власти жрецов. Другая версия, Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.
Слайд 23
Музыка, танец, пантомима
Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.
Самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий процесс, разнообразные обряды и церемонии. В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство.
В основе совместных действий людей лежал ритм, облегчавший трудовые процессы – «хоровое пение» с пластикой движений. А также подражание звукам окружающей природы, с ритмично постукиванием по каким-либо предметам или орудиям труда.
Музыкальные инструменты из костей мамонта. Поздний палеолит. Мезин, Украина.
Со временем к природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки, затем напевы), в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом.
Слайд 24
Танец древних людей
Разнообразными движениями и жестами человек передавал впечатления от окружающего мира, отражая и них свои ощущения, настроения и душевное состояние. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук.
Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом.
Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями.
Колдун. Палеолит. Пещера Труа Фрер, Франция
Интересна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На зрителя в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей топкой внутри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы.
Слайд 25
Итог:
Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.
Домашнее задание:
Учебник МХК, Г.И. Данилова, 10 класс, Прочитать: Глава 1, стр. 3-20
Записи в тетради.
Слайд 26
Темы рефератов:
«Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека»; «Художественные комплексы первобытной культуры (Альтамира, Стоунхендж и др. — по выбору)»; «Ранние формы искусства; хронология и основные памятники»; «Древнейшие сооружения человечества и их магический смысл»;
«Творения первых художников Земли»; «Символика геометрического орнамента неолита и ее отражение в жизни современного общества»; «Синкретизм первобытного искусства»; «Музыкальное и театральное искусство первобытного человека»; «Образы и символы первобытного искусства»; «Роль мифа в культуре первобытного человека»; «Первобытная магия и ритуал, их отражение в искусстве первобытного человека».
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: