Презентация - Скульптура Тропической и Южной Африки
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема: Скульптура Тропической и Южной Африки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна
Слайд 2
Повторение с проверкой д/задания
Какие виды изобразительного искусства народов мира вы знаете?
Что такое мозаика, из чего она состоит? Расскажите о процессе создания книжной миниатюры. Каковы сюжеты книжных миниатюр Востока?
Слайд 3
А кругом на широких равнинах, Где трава укрывает жирафа, Садовод Всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая.
Русский поэт Н.И.Гумилев (1886-1921)
Слайд 4
«Отражением рая» воспринимали и воспринимают в наши дни манящий африканский континент. Одной из причин столь устойчивого интереса к нему является самобытная культура народов Африки. Особенно успешно развивалась скульптура
Слайд 5
Характерные черты скульптуры:
выразительность и экспрессивность силуэта,
декоративность, монохромность (одноцветность), использование природных материалов, растительных волокон, вставок, аппликаций, нашивок и т.д.,
Фигура царя. XIV-XVI вв. Ифе. Бронза.
Изображение духа плодородия. XX в. Нигерия. Дерево, кость, краска, ткань.
Наголовник. XIII в. Камерун. Дерево, обтянутое кожей.
Рельеф с крокодилом. Нигерия
Слайд 6
Деревянная скульптура народов Африки чрезвычайно разнообразна, часто она воплощает народные представления о настоящей жизни и о прошлой. На языке скульптуры художественно можно передать очень многое, в том числе и народную мудрость.
Статуя фетиши Нкиси. Для защиты от колдовства и черной магии. Конго.
Статуя духа Икенга, олицетворяющего способность мужчины достигать успеха и власти. Нигерия
Статуя предка. Раскрашенное дерево. Камерун.
Слайд 7
Традиционная африканская скульптура представлена прежде всего масками. Они производят неизгладимое впечатление, их лик запоминается надолго, но в то же время он непроницаемо обманчив.
Ритуальная маска Каогле племени Кран. Начало ХХ в. Ивуар
Маска тайного общества ММВО. XIII В. Дерево. Нигерия.
Маска обручения. Используется в брачных обрядах.
Слайд 8
Африканская маска чаще всего изображает умершего предка или духа, возвратившегося к людям в выразительном облике. В её устрашающем, загадочном оформлении символически переданы религиозные представления о мире и действующих в нём силах.
Маска изображающая умершего. XIX в. Камерун. Дерево
Маска духа красивой Девы.
Маска-наголовник изображающая предка. XVII в. Дерево, кожа антилопы, краска, металл. Камерун.
Слайд 9
Маска немыслима без костюма, звучащей музыки тамтамов, танцев и пения. При свете костров и факелов во время традиционных обрядов и празднеств она оживает. Она способна внушить страх перед высшими силами природы, перед духами предков.
Жрец в маске леопарда. Камерун.
Слайд 10
Древними являются маски, связанные с культом животных - покровителей рода или племени. Сведения о них передаются из поколения в поколение. Священным животным народов догона (Судан) является крокодил, и есть множество масок, передающих этот облик.
Маска символизи-рующая крокодила. Дерево. Догоны, Мали.
Маска, выражающая черты человека и зверя. Камерун.
Маска-наголовник. Изображает голову буйвола. XVII в. Дерево. Камерун.
Слайд 11
Особенность африканской скульптуры – разнообразие художественной трактовки. Каждый элемент украшения пытался передать ее символический смысл. Если в маске или статуэтке не было украшений, то подчёркивалась фактура дерева, которое полировалось до блеска.
Характеристика деревянных скульптур
Маска-шлем. XIV в. Дерево. Менде
Статуэтка из африканской коллекции С. И. Щукина. XIII в. Бидього.
Статуэтка-амулет акуа-ба. XVI в. Дерево. Гана.
Слайд 12
Известны скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе на территории современной Нигерии. В реалистической пластике живого человеческого лица переданы внутренняя красота и значительность человека.
Женская терракото-вая голова. XII-XV вв. Ифе (Нигерия).
Мужской терракотовый портрет в головном уборе. XII-XV вв. Ифе (Нигерия).
Женская терракотовая голова в диадеме из жемчуга. XII-XV вв. Ифе (Нигерия).
Слайд 13
Идеальный образ создаётся благодаря художественному обобщению, отказу от изображения конкретных и индивидуальных черт. Делая скульптуры правителя, они создавали обобщённый образ владыки, в котором воплощали отвлечённую идею божественной силы и власти.
Фигура правителя в одежде для коронации. Терракота. Ифе (Нигерия).
Мужская голова правителя в жемчужной короне. Терракота. Ифе (Нигерия).
Слайд 14
Параллельные горизонтальные бороздки – характерная черта скульптуры Ифе. Они позволяли с наибольшей точ-ностью передать пропорциональность объёма головы, рисунок припухлых губ, красивый нос, одухотворённость образа, идеал человеческой красоты и гармонии.
Голова бога моря Олокуна. XII-XIV вв. Бронза, высота 36 см
Ифе (Нигерия).
Женская голова. XII-XV вв. Терракота. Ифе (Нигерия).
Слайд 15
Произведения бронзового литья Бенина восходят к искусству Ифе, но работы мастеров Бенина более выразительны и декоративны.
Царь Бенина (Обба) в полном облачении, поддерживаемый придворными. Бронза. Бенин (Нигерия)
Голова женщины. Бронза. Бенин (Нигерия)
Слайд 16
В них больше преувеличения – огромные глаза выделены не только контуром, но и выпуклыми веками, стилизованный воротник из коралловых бус доходит до нижней губы, уши напоминают затейливые завитки, выражение лица больше напоминает застывшую маску.
Голова царицы. XVI в. Бронза. Бенин (Нигерия)
Голова женщины.
XVI в. Бронза. Бенин (Нигерия)
Слайд 17
Узорчатые головные уборы, различные украшения, удивительно красивый орнамент - всё это придаёт скульптурным произведениям Бенина причудливый и оригинальный характер
Бронзовые скульптуры Бенина (Нигерия)
Слайд 18
Русская деревянная скульптура. XV век.
Древние русские деревянные скульптуры
Мужичок. XVII век.
Христос в темнице. XVII в.
Слайд 19
Закрепление материала. Каковы особенности скульптуры народов Тропической и Южной Африки?
Расскажите подробнее о ритуальных масках народов Африки.
Чем отличаются скульптурные произведения Бенина и Ифе?
Слайд 20
Литература.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год.
http://muzei-mira.com/sculpture/1596-skulptura-tropicheskoy-i-yuzhnoy-afriki-opisanie.html
https://sites.google.com/site/iskusstvonarodovmira/assignments/skulptura-tropiceskoj-i-uznoj-afriki
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: