Презентация - Связь времён в народном искусстве
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Автор: преподаватель Козловская Людмила Анатольевна
Связь времён в народном искусстве
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Бугурусланский нефтяной колледж» города Бугуруслана Оренбургской области
Слайд 2
Велико значение народного искусства. Оно отражает его самобытность, поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Это искусство воспевает лучшие черты характера народа - гуманность, преданность Родине, оптимизм; вносит значительные достижения в сокровищницу единой национальной культуры. Народ веками стремился выразить в художественной форме своё отношение к жизни, любовь к природе, понимание красоты. Изделия народных промыслов помогают усвоить нравы, обычаи, передаваемые из поколения в поколение, учат воспринимать, понимать, создавать и любить прекрасное В настоящее время происходит утрата корней и снижение общечеловеческих ценностей. Каждый человек должен знать не только историю художественных традиций, но и развивать художественные способности. Как говорили древние мудрецы: «Без прошлого нет будущего». Поэтому считаю актуальной необходимость изучения и обобщения теоретического материала о глиняных народных игрушках России.
Слайд 3
Цель данной исследовательской работы: создать карту народных промыслов России (глиняные игрушки), подобрать контактную информацию. Задачи: систематизировать зрительный и литературный материал о глиняных игрушках; подобрать теоретический материал о современном развитии промыслов.
Слайд 4
Дымковская глиняная игрушка
Самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. В 15 веке царь Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково. Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году.
Слайд 5
Производство игрушек в Дымкове стало обширным уже в 19 веке. Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымкове разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.
Слайд 6
В 19 веке «свистунья» стала всенародным праздником-гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров едва ли не главное место принадлежало глиняным свистулькам.
Слайд 7
Анна Афанасьевна Мезрина – самая известная мастерица начала 20 века.
Слайд 8
Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымкова. Игрушки Мезриной вводят нас в особый мир, где тесно переплелись черты жизни провинциального города, с его барынями, кавалерами, няньками, праздными гуляньями, танцами, катаньями в лодках.
Слайд 9
Наряду с окраской деталей, важное место принадлежит орнаменту. Небольшие круги, овалы, точки полосы, клетки, написанные свободно, без контуров, теми же красками, составляют несколько типов узоров, разработанных мастерицей. Нарядную красочность игрушек дополняют ромбики из потали (поталь – тончайшие листочки из сплава меди и цинка, имитирующие золото).
Слайд 10
Слайд 11
Вместе с Мезриной и вслед за ней к творчеству потянулись и другие потомственные дымковские мастерицы из семей Кошкиных, Пенкиных, Безденежных, Никулиных, Ворожцовых и другие. Каждая из них внесла свою лепту в создание нового облика игрушки.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
А.А.Мезрина и А. И. Деньшин
Слайд 15
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, ДЕНЬШИН Алексей Иванович родился 26.09.1893 г. много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е годыВручную изготовленное автором издание. Ценной частью издания стали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений
Слайд 16
Сегодняшнее поколение дымковских мастериц (около 30 человек) работают в своей организации — «Союз художников России — «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», находящейся в центре г. Кирова.
Слайд 17
Среди них есть заслуженные художники России (Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина). Руководит делами промысла председатель правления - мастерица Надежда Менчикова.
Слайд 18
Слайд 19
Филимоновская глиняная игрушка Старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновской игрушке более 700 лет. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.
Слайд 20
Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции. Глина при сушке оседает и трескается, мастеру приходится ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. Поправляя, он ее невольно вытягивает.
Слайд 21
Необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам.
Слайд 22
С 1 июня 2013 г. в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области открылась творческая мастерская потомственных филимоновских мастеров «Любота». Мастерская создана на территории усадьбы знаменитой игрушечницы А. Г. Дербенёвой
Слайд 23
В начале 20 века промысел угас и был восстановлен в 1960-е годы с помощью старых мастериц.
Авдотья Григорьевна Дербенёва
Слайд 24
В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.
Слайд 25
Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки
Слайд 26
Каргопольская глиняная игрушка
Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.
Слайд 27
Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан
Слайд 28
Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, с невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной богини — Природы. Она приземиста, одежда не имеет лишних украшений.
Слайд 29
Ульяна Ивановна Бабкиной - единственная мастерица, никогда не прекращавшая заниматься ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла.
Слайд 30
Каргопольский промысел всегда был семейным у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
Слайд 31
Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры»
Слайд 32
В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек
Слайд 33
Абашевская глиняная игрушка Село Абашево Пензенской области — старинное русское село, которое прославили мастеровые люди: горшечники и дудочники.
Слайд 34
В 19—20 вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.
Слайд 35
Из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь. Занималось этим 162 хозяйства. Секреты лепки и обжига передавали от отца к сыну.
Слайд 36
Отличаются абашевские игрушки статичностью фигур и эффектностью раскрашенных алюминиевой краской деталей, а также соединением вымысла с реальностью, твердо закрепленной своеобразными приемами лепкой с характерными насечками на глине.
Слайд 37
Калимуллина Ида Сафиевна изучает гончарное ремесло дудочников с 1985 г. Является организатором общества «Фонд возрождения абашевской игрушки», она же хранительница дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лаборатории.
Слайд 38
Дома-музея абашевских мастеров
Слайд 39
Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин и другие.
Слайд 40
Слайд 41
Как говорили древние мудрецы: «Без прошлого нет будущего». Сохраняйте традиции своего народа!
Слайд 42
Музей «Филимоновская игрушка»
Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11, Музей «Филимоновская игрушка».
Телефоны: 8 (48736) 4-17-24, 8 (910)151-07-70
E-mail: yarilonews@mail.ru
Сайт: http://www.filimonovo-museum.ru/museum.html
Творческая мастерская «Любота»
Адрес творческой мастерской «Любота: Тульская область, Одоевский район, деревня Филимоново (дом Дербенёвых) 23.
Телефоны: 8 (910) 580-28-51, 8 (953) 436-36-86
E-mail: info@filimonovskaya-igrushka.ru
Сайт: http://filimonovskaya-igrushka.ru/
МКОУ «Одоевская детская школа искусств»Адрес МКОУ «Одоевская детская школа искусств»: 301440, Тульская область, п. Одоев, ул. К. Маркса, д.38
Тел.: 8 (48736) 4-22-49
Е-mail:Odoev.odshi@yandex.ru
Музей «Дымковская игрушка: история и современность»
Адрес музея: г. Киров, ул. Свободы, 67, 4 этаж Телефон музея: 8 (8332)78-60-41
Союз художников России - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»
Адрес музея: г. Киров, ул. Свободы, 67
Менеджер по продажам - Гайфуллина Татьяна Геннадьевна Тел./факс8 (8332) 38-39-53 Председатель правления - Менчикова Надежда Николаевна 8(8332) 38-70-09 Главный бухгалтер - Мусихина Светлана Юрьевна 8(8332) 38-39-52 Специалист по художественной деятельности - Шишкина Мария Александровна 8(8332) 38-39-53
Сайт музея: http://www.dymkatoy.ru/Muzey.htm
Слайд 43
Интернет-магазин народных промыслов: http://kuzaranda.ru/
Музей абашевской игрушки
Адрес музея: 442600, Пензенская область, Беднодемьяновский р-он, с. Абашево
Сайт музея: http://www.museum.ru/M2250
Дом-музей каргопольской игрушки семьи Шевелевых
Адрес музея: г. Каргополь, ул. Гагарина, 30. Телефон дома-музея: 8(81841) 2-11-71
Сайты, на которых можно узнать о музее: http://www.putevoditel.nakurorte.ru/
http://www.votpusk.ru/
Слайд 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барадулина. В. А. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Учебник для ПТУ./ Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 302 Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975
Гунн Г. П. Каргополье и Онега. — М.: Искусство, 1989.
Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. — М.: Лёгкая промышленность, 1981.
Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. — М.; Л.: АН СССР, 1936.
Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л.: Художник РСФСР, 1986.
Кузнецов С. В. Жемчужина народного искусства.// Лавка коллекционера № 1 от 2013 г. (№ 131—142), с. 31. Менчикова Н. Н. «Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность», «О-краткое», Киров, 2010
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы – М.: Знание, 1984. – 144 с. – (Народный университет. Факультет литературы и искусства)
Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=38
http://www.nashavyatka.ru/crafts/problems.html
http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm
http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/aba6evckaa_glinanaa_igru6ka.htm
http://museums.rustoys.ru/?pod_id=7
http://forum.agronationale.ru/cat-remesla-na-sele/topic-2662.html
http://dymka.teploruk.ru/news/
Слайд 45
Спасибо за внимание!
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: