Презентация - Связь времён в народном искусстве

4,329
просмотров
Презентации / Разное / Связь времён в народном искусстве

Текст этой презентации

Слайд 1

Связь времён в народном искусстве, слайд 1

Автор: преподаватель Козловская Людмила Анатольевна
Связь времён в народном искусстве
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бугурусланский нефтяной колледж» города Бугуруслана Оренбургской области

Слайд 2

Связь времён в народном искусстве, слайд 2

Велико значение народного искусства. Оно отражает его самобытность, поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Это искусство воспевает лучшие черты характера народа - гуманность, преданность Родине, оптимизм; вносит значительные достижения в сокровищницу единой национальной культуры. Народ веками стремился выразить в художественной форме своё отношение к жизни, любовь к природе, понимание красоты. Изделия народных промыслов помогают усвоить нравы, обычаи, передаваемые из поколения в поколение, учат воспринимать, понимать, создавать и любить прекрасное В настоящее время происходит утрата корней и снижение общечеловеческих ценностей. Каждый человек должен знать не только историю художественных традиций, но и развивать художественные способности. Как говорили древние мудрецы: «Без прошлого нет будущего». Поэтому считаю актуальной необходимость изучения и обобщения теоретического материала о глиняных народных игрушках России.

Слайд 3

Связь времён в народном искусстве, слайд 3

Цель данной исследовательской работы: создать карту народных промыслов России (глиняные игрушки), подобрать контактную информацию. Задачи: систематизировать зрительный и литературный материал о глиняных игрушках; подобрать теоретический материал о современном развитии промыслов.

Слайд 4

Связь времён в народном искусстве, слайд 4

Дымковская глиняная игрушка Самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. В 15 веке царь Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково. Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году.

Слайд 5

Связь времён в народном искусстве, слайд 5

Производство игрушек в Дымкове стало обширным уже в 19 веке. Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымкове разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.

Слайд 6

Связь времён в народном искусстве, слайд 6

В 19 веке «свистунья» стала всенародным праздником-гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров едва ли не главное место принадлежало глиняным свистулькам.

Слайд 7

Связь времён в народном искусстве, слайд 7

Анна Афанасьевна Мезрина – самая известная мастерица начала 20 века.

Слайд 8

Связь времён в народном искусстве, слайд 8

Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымкова. Игрушки Мезриной вводят нас в особый мир, где тесно переплелись черты жизни провинциального города, с его барынями, кавалерами, няньками, праздными гуляньями, танцами, катаньями в лодках.

Слайд 9

Связь времён в народном искусстве, слайд 9

Наряду с окраской деталей, важное место принадлежит орнаменту. Небольшие круги, овалы, точки полосы, клетки, написанные свободно, без контуров, теми же красками, составляют несколько типов узоров, разработанных мастерицей. Нарядную красочность игрушек дополняют ромбики из потали (поталь – тончайшие листочки из сплава меди и цинка, имитирующие золото).

Слайд 10

Связь времён в народном искусстве, слайд 10

Слайд 11

Связь времён в народном искусстве, слайд 11

Вместе с Мезриной и вслед за ней к творчеству потянулись и другие потомственные дымковские мастерицы из семей Кошкиных, Пенкиных, Безденежных, Никулиных, Ворожцовых и другие. Каждая из них внесла свою лепту в создание нового облика игрушки.

Слайд 12

Связь времён в народном искусстве, слайд 12

Слайд 13

Связь времён в народном искусстве, слайд 13

Слайд 14

Связь времён в народном искусстве, слайд 14

А.А.Мезрина и А. И. Деньшин

Слайд 15

Связь времён в народном искусстве, слайд 15

Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, ДЕНЬШИН Алексей Иванович родился 26.09.1893 г. много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е годы Вручную изготовленное автором издание. Ценной частью издания стали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений

Слайд 16

Связь времён в народном искусстве, слайд 16

Сегодняшнее поколение дымковских мастериц (около 30 человек) работают в своей организации — «Союз художников России — «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», находящейся в центре г. Кирова.

Слайд 17

Связь времён в народном искусстве, слайд 17

Среди них есть заслуженные художники России (Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина). Руководит делами промысла председатель правления - мастерица Надежда Менчикова.

Слайд 18

Связь времён в народном искусстве, слайд 18

Слайд 19

Связь времён в народном искусстве, слайд 19

Филимоновская глиняная игрушка Старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновской игрушке более 700 лет. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Слайд 20

Связь времён в народном искусстве, слайд 20

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции. Глина при сушке оседает и трескается, мастеру приходится ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. Поправляя, он ее невольно вытягивает.

Слайд 21

Связь времён в народном искусстве, слайд 21

Необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам.

Слайд 22

Связь времён в народном искусстве, слайд 22

С 1 июня 2013 г.  в деревне Филимоново  Одоевского района Тульской области открылась творческая  мастерская  потомственных филимоновских мастеров «Любота».  Мастерская  создана на территории усадьбы знаменитой игрушечницы А. Г. Дербенёвой

Слайд 23

Связь времён в народном искусстве, слайд 23

В начале 20 века промысел угас и был восстановлен в 1960-е годы с помощью старых мастериц.
Авдотья Григорьевна Дербенёва

Слайд 24

Связь времён в народном искусстве, слайд 24

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.

Слайд 25

Связь времён в народном искусстве, слайд 25

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки

Слайд 26

Связь времён в народном искусстве, слайд 26

Каргопольская глиняная игрушка Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Слайд 27

Связь времён в народном искусстве, слайд 27

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан

Слайд 28

Связь времён в народном искусстве, слайд 28

Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, с невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной богини — Природы. Она приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Слайд 29

Связь времён в народном искусстве, слайд 29

Ульяна Ивановна Бабкиной - единственная мастерица, никогда не прекращавшая заниматься ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла.

Слайд 30

Связь времён в народном искусстве, слайд 30

Каргопольский промысел всегда был семейным у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Слайд 31

Связь времён в народном искусстве, слайд 31

Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры»

Слайд 32

Связь времён в народном искусстве, слайд 32

В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек

Слайд 33

Связь времён в народном искусстве, слайд 33

Абашевская глиняная игрушка Село Абашево Пензенской области — старинное русское село, которое прославили мастеровые люди: горшечники и дудочники.

Слайд 34

Связь времён в народном искусстве, слайд 34

В 19—20 вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Слайд 35

Связь времён в народном искусстве, слайд 35

Из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь. Занималось этим 162 хозяйства. Секреты лепки и обжига передавали от отца к сыну.

Слайд 36

Связь времён в народном искусстве, слайд 36

Отличаются абашевские игрушки статичностью фигур и эффектностью раскрашенных алюминиевой краской деталей, а также соединением вымысла с реальностью, твердо закрепленной своеобразными приемами лепкой с характерными насечками на глине.

Слайд 37

Связь времён в народном искусстве, слайд 37

Калимуллина Ида Сафиевна изучает гончарное ремесло дудочников с 1985 г. Является организатором общества «Фонд возрождения абашевской игрушки», она же хранительница дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лаборатории.

Слайд 38

Связь времён в народном искусстве, слайд 38

Дома-музея абашевских мастеров

Слайд 39

Связь времён в народном искусстве, слайд 39

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин и другие.

Слайд 40

Связь времён в народном искусстве, слайд 40

Слайд 41

Связь времён в народном искусстве, слайд 41

Как говорили древние мудрецы: «Без прошлого нет будущего». Сохраняйте традиции своего народа!

Слайд 42

Связь времён в народном искусстве, слайд 42

Музей «Филимоновская игрушка» Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11, Музей «Филимоновская игрушка». Телефоны: 8 (48736) 4-17-24, 8 (910)151-07-70 E-mail: yarilonews@mail.ru Сайт: http://www.filimonovo-museum.ru/museum.html Творческая мастерская «Любота» Адрес творческой мастерской «Любота: Тульская область, Одоевский район, деревня Филимоново (дом Дербенёвых) 23. Телефоны: 8 (910) 580-28-51, 8 (953) 436-36-86 E-mail: info@filimonovskaya-igrushka.ru Сайт: http://filimonovskaya-igrushka.ru/ МКОУ «Одоевская детская школа искусств» Адрес МКОУ «Одоевская детская школа искусств»: 301440, Тульская область, п. Одоев, ул. К. Маркса, д.38 Тел.: 8 (48736) 4-22-49 Е-mail:Odoev.odshi@yandex.ru
Музей «Дымковская игрушка: история и современность» Адрес музея: г. Киров, ул. Свободы, 67, 4 этаж Телефон музея: 8 (8332)78-60-41 Союз художников России - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» Адрес музея: г. Киров, ул. Свободы, 67 Менеджер по продажам - Гайфуллина Татьяна Геннадьевна Тел./факс8 (8332) 38-39-53 Председатель правления - Менчикова Надежда Николаевна 8(8332) 38-70-09 Главный бухгалтер - Мусихина Светлана Юрьевна 8(8332) 38-39-52 Специалист по художественной деятельности - Шишкина Мария Александровна 8(8332) 38-39-53 Сайт музея: http://www.dymkatoy.ru/Muzey.htm

Слайд 43

Связь времён в народном искусстве, слайд 43

Интернет-магазин народных промыслов: http://kuzaranda.ru/
Музей абашевской игрушки Адрес музея: 442600, Пензенская область, Беднодемьяновский р-он, с. Абашево Сайт музея: http://www.museum.ru/M2250
Дом-музей каргопольской игрушки семьи Шевелевых Адрес музея: г. Каргополь, ул. Гагарина, 30. Телефон дома-музея: 8(81841) 2-11-71 Сайты, на которых можно узнать о музее: http://www.putevoditel.nakurorte.ru/ http://www.votpusk.ru/

Слайд 44

Связь времён в народном искусстве, слайд 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барадулина. В. А. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979 Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Учебник для ПТУ./ Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 302 Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975 Гунн Г. П. Каргополье и Онега. — М.: Искусство, 1989. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. — М.: Лёгкая промышленность, 1981. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. — М.; Л.: АН СССР, 1936. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л.: Художник РСФСР, 1986. Кузнецов С. В. Жемчужина народного искусства.// Лавка коллекционера № 1 от 2013 г. (№ 131—142), с. 31. Менчикова Н. Н. «Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность», «О-краткое», Киров, 2010 Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы – М.: Знание, 1984. – 144 с. – (Народный университет. Факультет литературы и искусства) Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=38 http://www.nashavyatka.ru/crafts/problems.html http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/aba6evckaa_glinanaa_igru6ka.htm http://museums.rustoys.ru/?pod_id=7 http://forum.agronationale.ru/cat-remesla-na-sele/topic-2662.html http://dymka.teploruk.ru/news/

Слайд 45

Связь времён в народном искусстве, слайд 45

Спасибо за внимание!