Презентация - Имена существительные, употребляемые только в единственном числе

3,037
просмотров
Презентации / Русский язык / Имена существительные, употребляемые только в единственном числе

Текст этой презентации

Слайд 1

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 1

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе

Слайд 2

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 2

Игра «Третий лишний» Кони, лошади , пони Песни , ножницы, бури Сумерки, темнота, вечер Какое мы можем сделать открытие?

Слайд 3

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 3

Третье «лишнее»
Пони Ножницы Сумерки Наше открытие: не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное; есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Слайд 4

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 4

Разминка
Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа. Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли. Проверим Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты, макароны, горелки, грабли.

Слайд 5

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 5

Формирование новых знаний
У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!» Задание Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?
Вопросы для мышления: Как найти существительное? На какие вопросы они отвечают? Как определить род у имени существи- тельного? В каком числе употреблены выписанные существительные?

Слайд 6

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 6

Проверим
У плетня – сущ., в м.р., ед. ч. Крапива – сущ., в ж.р., ед.ч. Перламутром – сущ., в м.р., ед.ч. Утром – сущ., в ср. р, ед. ч. Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.

Слайд 7

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 7

Самостоятельно формулируем тему урока
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Слайд 8

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 8

Проверим, правильно ли выполнили упражнение № 513
Засуха Боязнь, Каучук,
злоба, дремота, молодёжь.
ненависть, доставка,
свёкла, досуг,
силос, единство,
страда, крапива,
хворост, фарфор,
хвоя, цемент,
хлопок. щавель.
Ударение на 1 слог Ударение на 2 слог Ударение на 3 слог

Слайд 9

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 9

Самостоятельная работа
Подобрать к сущ. антонимы, которые употребляются только в ед. числе. (Выбери сам вариант)
1вариант 2 вариант
Правда Беготня
бедность свет
горе движение
старость доброта
белизна боязнь
Справка
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением Друг - враг

Слайд 10

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 10

Самопроверка
1вариант Правда – ложь, бедность – богатство, горе – радость, старость – молодость, белизна – чернота. 2 вариант Беготня – тишина, свет – тьма, движение – неподвижность, доброта – злость, боязнь – смелость.

Слайд 11

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 11

Игра
Мальчики Вспомните и запишите названия 3-4 инструментов, которые имеют только форму мн.числа и составьте предложение по схеме О,О,ОиО – это рабочие инструменты.
Девочки Вспомните и запишите 3-4 «вкусных»сущ., которые можно подать к завтраку, причём сущ. должны иметь только форму ед. числа и составьте предложение по схеме О,О,ОиО – это наш любимый завтрак.
Если не составил предложение, смотри подсказку

Слайд 12

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 12

Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - … Молоко, творог, сметана и редис - …

Слайд 13

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе, слайд 13

Рефлексия
Что мне удаётся? Что у меня не получается? Что ты мне посоветуешь?