Презентация - Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка
Слайд 2
Суть
метода
Что такое «эйдетика»?
Приёмы запоминания слов
Слайд 3
Что такое «эйдетика»
На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован. Для повышения грамотности учащихся эффективны приемы эйдетики. “Эйдос” по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов после окончания их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.
дальше
Слайд 4
Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно использовать во внеклассной работе и непосредственно на уроке.
назад
Слайд 5
Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
Суть метода
назад
Слайд 6
Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:
дальше
Слайд 7
Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Герой – Гена – герой Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Запад – на западе солнце падает
Инженер – Женя – инженер
Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап
Комната – комната у Наты
Лопата – лопата лопнула
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
дальше
Слайд 8
Магазин – магазин под названием “Ага”; маг в магазине продает маги-маги
Мебель – мебель белая
Пассажир – пассажир берет билет в кассе
Паук – у паука папа
Пенал – пенал моют пеной
Ребята – ребята решают ребус
Сапоги – Саша в сапогах
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
Чувство – уважай чужие чувства
дальше
Слайд 9
2. Занимательные четверостишия
Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.
ГАля гАзету домой принесла,Телепрограмму скорее нашла.Что там, в гАзете?А ГАля не знает,Только лишь телепрограмму читает.
дальше
Слайд 10
А ДЕдушке МорозуВсе дЕти в дЕкабреГотовят дружно встречуУ елки во дворе.
Что дЕлали дЕжурные?Водой залили пол.Ведром в футбол играли,Зато забили гол!
ГОрка гОроха, лук и морковь.Мама! Гороховый супНам готовь!
дальше
Слайд 11
К этой тЕме ИНТЕРЕС Не ослабевает:Динозавр куда исчез?Кто об этом знает?
ИдИте, ДИРЕКТОР,
На помощь идите!
Порядок, дИректор,
Везде наведИте!
«КвА КВАРТИРУ не хочу, – КвАкает лягушка. – Мне болото – лучший дом!
Где моя подушка?»
дальше
Слайд 12
Валенки – валенки у Ленки
Горизонт – гори, зонт! Облако – на облаке лак
Ракета – в ракете рак
Соловей - соловей поет соло Ужин – ужи на ужин?
3. В слове спряталось другое слово.
дальше
Слайд 13
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
4. Графические ассоциации /по схожести изображения/
дальше
Слайд 14
дальше
Слайд 15
Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
5. Изографы
дальше
Слайд 16
дальше
Слайд 17
6. Состав слова
Воскресенье – приставка вос-
Автобус, автомобиль – корень авто-
Агроном – корень агро-
Понедельник – приставки по- и не-
Пятница – суффикс –иц-
Девочка – суффикс –очк-
Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-
дальше
Слайд 18
Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Урожай – земля рожает урожай
7. Смысловые ассоциации
дальше
Слайд 19
8. Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/
Лисица – лис
Ботинки – боты
Воскресенье – воскрес
Впереди – перед, передний
Пшеница – пшёнка
дальше
Слайд 20
9. «Подкрепление слов», которые трудно проверить
Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек.
дальше
Слайд 21
Суть – поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
/ / Магазин – магазин / /
Портфель – портфель / /
Щавель – щавель / /
Творог – творог
10. Игра со словами
дальше
Слайд 22
11. Как звучат слова в других языках.
/
Арбуз – арбуз /укр./ /
Морковь – морква /укр./ Вчера – вчёра /укр./ /
Металл – металл /англ./ /
Москва – Москоу /англ./
дальше
Слайд 23
12. Составление ребусов.
во7
аккуратно оа лт яя
дальше
Слайд 24
Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено множество. Я лишь попыталась обобщить опыт учителей, которые творчески подходят к своей работе, постоянно ищут разные подходы в обучении. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики помогает превратить заучивание словарных слов в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: