Презентация - Пишем сочинение-рассуждение

1,751
просмотр
Презентации / Русский язык / Пишем сочинение-рассуждение

Текст этой презентации

Слайд 1

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 1

Презентация к уроку русского языка для учащихся 9-11 классов «Пишем сочинение-рассуждение»
Выполнил автор: Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» г.Чита, Забайкальский край г.Чита, 2016 г.

Слайд 2

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 2

Слайд 3

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 3

Слайд 4

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 4

Виды вступления:
вопросно-ответное единство цепочка вопросительных предложений. назывное предложение риторический вопрос цитата парадоксальное высказывание

Слайд 5

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 5

Основная часть Формулировка проблемы.
Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Слайд 6

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 6

Речевые клише:
Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему Касается .. проблемы. Уделяет внимание ... проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения Автор затрагивает проблему... Много места уделено проблеме... Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор очень эмоционально отстаивает идею... Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ..

Слайд 7

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 7

Комментарий
(характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

Слайд 8

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 8

Речевые клише:
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ... Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

Слайд 9

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 9

Авторская позиция
Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Слайд 10

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 10

Средства выражения авторской позиции
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль…, …- Так определяет автор своё отношение к … Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует… Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция… Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор); Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений

Слайд 11

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 11

Моя позиция
особенно близка мне мысль автора о… ; мне близка позиция автора по отношению к… ; согласен с автором в том, что… ; вполне согласен с мыслями автора о… ; автор прав, утверждая, что… По моему мнению, По — моему, Я думаю, что... Мне кажется, что..

Слайд 12

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 12

Аргументы
– это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

Слайд 13

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 13

В качестве аргументов могут выступать:
а) логические доказательства, доводы; б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг; в) мнения авторитетных людей, цитаты и др. Вспомним… Это подтверждается … В доказательство можно привести ещё и такой аргумент… Пример из литературы По выбору учащегося, можно из личного опыта

Слайд 14

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 14

Слайд 15

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 15

Заключение
В заключение хотелось бы отметить... Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. .. На мой взгляд, статья (очерк) предназначена... Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… Таким образом, нельзя не согласиться…

Слайд 16

Пишем сочинение-рассуждение, слайд 16

Литература:
Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.