Презентация - Волшебные слова

6,117
просмотров
Презентации / Русский язык / Волшебные слова

Текст этой презентации

Слайд 1

Волшебные слова, слайд 1

Предмет: Русский язык Класс: 5 Тема: «Волшебные слова»

Слайд 2

Волшебные слова, слайд 2

Цель урока:
создать условия для нахождения слов речевого этикета; организовать деятельность учащихся, направленную на применение этикетных слов в соответствующей речевой ситуации

Слайд 3

Волшебные слова, слайд 3

Планируемые результаты:
Предметные: дает определение понятиям «речевой этикет», «этикетные слова», «речевая ситуация»; соотносит этикетные слова с речевыми ситуациями. Метапредметные: Познавательные УУД: выделяет и формулирует главную проблему; извлекает необходимую информацию из различных источников; создает графическую схему речевых ситуаций; уточняет происхождение этикетных слов

Слайд 4

Волшебные слова, слайд 4

Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: определяет цель урока совместно с учителем; принимает план действий Коммуникативные УУД: соотносит этикетные слова с речевой ситуацией; формулирует собственное мнение, аргументирует свою позицию; убеждает своих одноклассников; демонстрирует навыки бесконфликтного общения Личностные УУД: оформляет мысли в виде устного высказывания; оценивает свою речь.

Слайд 5

Волшебные слова, слайд 5

Этапы:
1. Мотивация к учебной деятельности учащихся. 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. 3. Первичное усвоение новых знаний. 4. Реализация построенного проекта 5. Физминутка. 6. Задание «Составь диалог» с оцениваем по критериям 7. Рефлексия 8. Организация домашнего задания
1.Эвристическая беседа 2. Создание проблемной ситуации и её решение 3. Приём перекодирования текста (создание кластера, схемы) 4. Диалог с текстом 5. Создание собственного текста, инсценирование, взаимооценивание 6. Незаконченное предложение
Приемы:

Слайд 6

Волшебные слова, слайд 6

Приветствие:
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!»- Солнцу и птицам. «Доброе утро!» - Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера.

Слайд 7

Волшебные слова, слайд 7

-Посмотрите на слайд и скажите, какую ситуацию он иллюстрирует? -Уместны ли данные слова приветствия? Объясните почему.

Слайд 8

Волшебные слова, слайд 8

?

Слайд 9

Волшебные слова, слайд 9

Работа в группах:
Представьте лингвистический текст учебника (стр. 123) в любом удобном для вашей группы виде (это может быть кластер, таблица, рисунок). Представление результата каждой группы.

Слайд 10

Волшебные слова, слайд 10

Критерии оценивания:
Полнота – 0-2б. Доступность (понятность) – 1б. Аккуратность – 1б. Креативность (оригинальность) – 1б.

Слайд 11

Волшебные слова, слайд 11


Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном: Его зовут.. а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день!» А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуй» говорит. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «ну, я пошел, пока, всего…» Не скажет он друзьям по школе: Алеша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовет он только: Алешка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но, может быть, он всем знаком, И вы встречались с ним где-либо. Тогда скажите нам о нем, А мы … мы скажем вам – спасибо! А.Барто

Слайд 12

Волшебные слова, слайд 12

Задания (работа в паре):
1)Найдите слова речевого этикета и запишите их в тетрадь 2)Сгруппируйте этикетные слова по речевым ситуациям:
Речевые ситуации Этикетные слова
Благодарность Прощание Приветствие Просьба Извинение

Слайд 13

Волшебные слова, слайд 13

Задания к тексту:
3) К какой речевой ситуации вам не удалось подобрать этикетные слова? Почему? 4) Пользуясь этимологическим словарем, объясните происхождение слов «спасибо», «извините». 5) Когда мы говорим слово «извините», а когда - «простите»? 6) Почему слова «здорово» и «пока» не являются этикетными?

Слайд 14

Волшебные слова, слайд 14

Физминутка
На календаре последние дни осени. Звучит осенний вальс. Посмотрите на экран. Гимнастика для глаз. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и следите глазами за движущимися предметами

Слайд 15

Волшебные слова, слайд 15

Спасибо!

Слайд 16

Волшебные слова, слайд 16

Работа в паре
Составьте и продемонстрируйте диалог на предложенные речевые ситуации (в автобусе, в магазине, в библиотеке, в столовой, на дне рождения), используя слова из упражнений 342, 343
Критерии оценивания: 1.Соответствие речевой ситуации (1б.) 2.Наличие 2-3 этикетных слов (1б.) 3.Выразительность речи (1 б.) 4.Богатство речи (1 б.) 5.Артистизм (1 б.)

Слайд 17

Волшебные слова, слайд 17

Закончи предложения:
Речевой этикет – это…… Речевая ситуация – это….. Волшебные слова – это…. Теперь я могу…. Знания, полученные на уроке, пригодятся мне….

Слайд 18

Волшебные слова, слайд 18

Организация домашнего задания:
1) Выполните упражнение 344 2) Напишите небольшое письмо (маме, другу, сказочному герою, автору любимого произведения - на выбор) с использованием этикетных слов

Слайд 19

Волшебные слова, слайд 19

Литература:
Русский язык.5 кл./М.М.Разумовская, С.И.Львова и др., М., «Дрофа», 2011 Школьный этимологический словарь русского языка/ Н.М.Шанский, Т.А.Боброва – М.: Дрофа, 2004 Интернет-ресурсы: http://etymological.academic.ru/4855/%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE; http://etymological.academic.ru/1522/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C; Картинки взяты из сети Интернет, на авторство не претендуем

Слайд 20

Волшебные слова, слайд 20

Рефлексия:
При подготовке модели урока
Было легко Было трудно
Договариваться в группе Выбрать тему урока Наполнить тему содержанием в соответствии с ФГОС Выбирать нужное мнение в группе Формулировать теоретическую часть

Слайд 21

Волшебные слова, слайд 21

Информационный блок:
Алжибаева Л.Н. (Красноярская общеобразовательная школа №11); Ганеева Е.Н. (МБОУ «Лицей» г.Лесосибирск); Самусева О.Л. (МБОУ Емельяновская СОШ №2); Готовчикова Е.Ю. (МБОУ «СШ №21» г.Красноярск)

Слайд 22

Волшебные слова, слайд 22

Желаем…