Презентация - Готовность ребенка к обучению в школе

114
просмотров
Презентации / Педагогика / Готовность ребенка к обучению в школе

Скачать презентацию Понравилось   |   0





Текст этой презентации

Слайд 1

«Готовность ребенка к обучению в школе» (консультация для родителей будущих первоклассников) педагог-психолог МДОУ «ЦРР- д/с № 160» г. Магнитогорска Кравец Елена Ивановна

Слайд 2

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первокласснику в российских школах согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Слайд 3

Окружающий мир: - Знать своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города , название страны и столицы. - Знать названия профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий - Называть группы предметов обобщающим словом. - Знать основные правила дорожного движения. - Знать последовательность времён года, частей суток, дней недели, месяцев. - Различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам. - Знать несколько зимующих и перелётных птиц.

Слайд 4

  Развитие речи  - Правильно произносить звуки. - Употреблять в речи простые и сложные предложения. - Пользоваться прямой и косвенной речью. - Поддерживать непринуждённую беседу. - Составлять небольшие рассказы о предмете, картине. - Уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения. - Уметь определять место нужного звука в слове.  

Слайд 5

Математика  - Уметь считать в пределах 10. - Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. - Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого. - Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого. - Сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними. - Уравнивать число предметов двумя способами. - Различать форму предметов. - Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. - Ориентироваться на листе бумаги.

Слайд 6

Внимание - Уметь находить одинаковые предметы. - Находить 5-6  отличий между предметами. - Выполнять задания, не отвлекаясь 15 минут. - Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. - Копировать в точности узор или движение. - Выполнять задания по предложенному образцу.

Слайд 7

Память - Уметь запоминать не менее 7-8 слов предметов, слов. - Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки. - Пересказывать близко к тексту рассказы и сказки. - Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки. - Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов. - Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.

Слайд 8

Мышление - Классифицировать предметы в группы по определённым признакам. - Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу. - Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам. - Решать простые логические задачи. - Выстраивать логический ряд из фигур.

Слайд 9

Мелкая моторика - Правильно держать и свободно владеть карандашом, авторучкой  и кистью. - Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры в заданном направлении. - Ориентироваться в тетради в клетку и в линию. - Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. - Уметь копировать простейшие рисунки. - Уметь по образцу писать элементарные элементы букв.

Слайд 10

Общий кругозор - знать не только свои имя и фамилию, но свой возраст и дату рождения; - фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы; - имена других членов семьи и кем они ему приходятся; - свой адрес – город, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть); - страну, в которой живет, и ее столицу; - основные достопримечательности своего города; - основные цвета и их оттенки; - части тела человека; - предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними); - профессии, виды спорта; - виды наземного, водного, воздушного транспорта; - известные русские народные сказки; - великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения. Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Слайд 11

Подготовка к освоению грамоты - выделять определенный звук в слове интонацией; - определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова); - определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани»); - произносить слова по слогам с хлопками или притопами; - называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения); - различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род; - знать разницу между гласными и согласными звуками; - называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда); - отвечать на вопросы и уметь их задавать; - последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ; - понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова; - сказать несколько предложений о заданном предмете; - составлять предложение из 3-5 предложенных слов; - различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка; - заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; - отгадывать загадки.

Слайд 12

Что еще должен уметь будущий первоклассник? Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом. Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу: - Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд. - Действовать по образцу. - Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам). - Видеть причинно-следственные связи между явлениями. - Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут. - Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук). - Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут. - Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры. - Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых. - Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте»)прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

Слайд 13

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС ? Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Эмоционально отзывчивый Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Слайд 14


Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Слайд 15


Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Слайд 16


Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Слайд 17

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это в форме игры и без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!