Презентация - География народных промыслов Центральной России
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
ГЕОГРАФИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
Работа хороша, если в ней польза и душа.
Разработала и провела Швецова В. А. учитель географии и экологии МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Амурской области.
Разработана на основе авторской программы под редакцией И. В. Душиной.
Слайд 2
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Слайд 3
Промысел игрушки возник в середине XIX века в селе Филимоново, которое расположено недалеко от Одоевского района Тульской области. Почва здесь богата залежами необычной глины, которая при обжиге приобретает белый цвет. В старину в селе процветало гончарное производство, а из остатков пластичного материала умельцы стали делать забавные игрушки. Сегодня изготовлением филимоновской игрушки занимаются шесть мастеров. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. "Главный инструмент – это руки мастера", После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это елочки и солнце.
Слайд 4
ПОДНОСЫ ИЗ ЖОСТОВА
Кто смел раскинуть на подносе такие яркие цветы? В своем бесхитростном вопросе едва ль ответы спрячешь ты.
Смел смелый, смелая сумела, из под руки , как ветерки, Как стая ласточек, взлетела разбрасывая лепестки...
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Слайд 5
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх – Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Слайд 6
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Хохломские художники за работой. И. М. Баканов, 1929 г.
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII в. в посёлке Ковернино Нижегородской области.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне! В. Боков
Слайд 7
ЛОЖКИ С РОСПИСЬЮ
НАБОР ДЛЯ НАПИТКОВ
НАБОР СТОЛОВЫЙ
Слайд 8
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Дымковская игрушка Посмотрите на стенд: Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Слайд 9
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века.
Слайд 10
КОЛОКОЛА ВАЛДАЯ
КОЛОКОЛЬЧИКИ РАЗНЫХ ВИДОВ
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОЛОКОЛЬЧИК
ПОДАРОЧНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая. Вначале XIX в. появились специальные колокольные мастерские и заводы. Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех Нижегородской губернии и других. Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть. Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника
в условиях русской дороги.
Слайд 11
ГЖЕЛЬ
Фарфоровые чайники,Подсвечники, часы,Животные и птицыНевиданной красы.Деревня в ПодмосковьеПрославилась теперь.Известно всем в народеЕё названье – Гжель.Гордятся в Гжели жителиНебесной синевой,Не встретите на свете выКрасоты такой.
ПОДСВЕЧНИК
ВАЗА
ИКОРНИЦА
ЧАСЫ
Слайд 12
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.
Слайд 13
Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами. С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.
Слайд 14
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Титульный лист Слова о полку Игореве (1934) в палехском оформлении.
Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
Слайд 15
После революции 1917 художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.
Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше.
Слайд 16
ПЛАТКИ ПАВЛОВСКОГО ПАСАДА
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. Их производство возникло в России в XIX веке. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом. Ежегодно "Павловопосадская платочная мануфактура " выпускает более 200 видов шалей, платков, шарфов из натуральной шерсти и натурального волокна: хлопка и шелка.
Слайд 17
Слайд 18
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных в разноцветных сарафанах, на столе у нас живут. Их … зовут.
МАТРЁШКИ
Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечный мастер Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка розовощекая, с льняными волосами в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветами. Так родился радостный образ крестьянских девочек, покоряющих своей искренностью и простотой. В 1900г. матрешки мастеров Сергиев -Посада были показаны на Парижской всемирной выставке и сразу же стали популярными.
Слайд 19
Роспись матрешек становится все разнообразнее. Преобладал образ русской девушки, но были и другие темы. Все матрешки отличаются друг от друга. Сейчас матрешек делают и в городах Семенов и Полховский Майдан, что в Нижегородской области.
Сюжетные матрешки
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: