Презентация - Александр Андреевич Проханов
просмотр
Текст этой презентации
Слайд 1
Александр Андреевич Проханов
Смушак Валентина Ивановна
Учитель ГБОУ ЛНР
« УВК Лозовская общеобразовательная школа I-III ступеней - вечерняя (сменная) школа»,
Славяносербского района
Слайд 2
Содержание:
Биография
Литературная деятельность Книги Признание
Слайд 3
Александр Андреевич Проханов
Слайд 4
Биография
А. А. Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году Проханов окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962—1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.
В 1968 году начал работать в «Литературной газете». С 1970 года работал корреспондентом «Литературной газеты» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Проханов одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта. В 1972 году Проханов становится членом СП СССР. С 1986 года активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете». С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала«Советская литература». Являлся членом редколлегии журнала «Советский воин». В КПСС не состоял.
Слайд 5
Биография
В 1990 году подписал «Письмо 74».
В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где также становится главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.
В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.
В сентябре 1993 года выступил в своей газете «День» против антиконституционных действий президента Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. После танкового расстрела здания парламента (Верховного Совета) газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».
Слайд 6
Биография
5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.
На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды — в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных.
В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген» (в котором события российской истории 1999 года и, в частности, серия взрывов жилых домов в России, были представлены как результат заговора власти в ходе операции передачи власти от действующего президента его преемнику), получает премию «Национальный бестселлер». Позднее Проханов, первоначально рассматривавший Путина как человека, «выросшего из шинели Ельцина», пересмотрел своё отношение к нему, отметив, что Путин «жёстко остановил распад России», «отодвинул олигархов от руководства страны», «создал самолёт российской государственности». Эпоху Путина он охарактеризовал так: «…Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его, по существу, не было. Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти… А мы — опять вырастаем!».
Слайд 7
Биография
18 июля 2012 года Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении состава Совета по общественному телевидению», включив Александра Проханова в число членов этого совета.
В мае 2015 года во время заседания пленума Союза писателей России в Белгороде внёс изображение изготовленное по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, названое «Икона „Богоматерь Державная“», где был представлен И. В. Сталин в окружении советских военачальников, которое затем было принесено на Прохоровское поле для участия в торжествах по поводу знаменитого танкового сражения, где некий «Афонский иеромонах Афиноген» совершил перед ней литию. В официальном пресс-релизе Белгородской митрополии сообщалось, что это не икона, а картина, написанная в «иконописном стиле», никто из изображенных на ней персонажей не причислен Русской Православной Церковью к лику святых, а некоторые из них были откровенными гонителями Церкви. В пресс-релизе указано также, что эта картина — своеобразный манифест и иллюстрация идей т. н. «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви. Иеромонах Афиноген квалифицирован в нём как «карманный иеромонах» Проханова, который не имеет отношения к Белгородской митрополии.
Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).
Слайд 8
Литературная деятельность
Ранняя проза
Малая проза
«Горящие сады»
Афганская тема
«Семикнижие»
«Господин Гексоген»
«Поступь русской победы»
Слайд 9
Ранняя проза
Первые рассказы и очерки Александра Проханова публиковались в газете «Литературная Россия», в журналах «Кругозор», «Семья и школа», «Сельская молодёжь», «Олень». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х годов очерки и репортажи молодого писателя привлекают внимание читателей в СССР.
Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 году Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет» о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР. С 1985 года Проханов — секретарь Союза писателей РСФСР.
В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все — 1974), «Огненная купель» (1975) и др. В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».
Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах — «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества
Слайд 10
Малая проза
В 1970—1990-х годах он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все — 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все — 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А. П. Чехова.
Слайд 11
«Горящие сады»
С начала 1980-х годов писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…», «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.
Слайд 12
Афганская тема
Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане. Этим событиям посвящены сборник рассказов «Третий тост» (в большей части), роман «Дворец», повесть «Охотник за караванами».
Произведения написаны в стиле классики о войне, можно смело ставить на один уровень с великими произведениями советских писателей о Великой Отечественной войне. Раскрытие персонажей, их внутреннего мира, действия, описание обстановки событий, самих событий – все сделано на самом высоком уровне.
Слайд 13
«Семикнижие»
«Семикнижие» Александра Проханова — серия романов, главный герой которых — генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.
Название «Семикнижие» отсылает к Пятикнижию, Шестопсалмию и Четвероевангелию. В «Семикнижие» входят романы:
«Сон о Кабуле»
«И вот приходит ветер»
«В островах охотник»
«Африканист»
«Последний солдат империи»
«Красно-коричневый»
«Господин Гексоген»
Слайд 14
Все романы связаны одним героем – генералом Белосельцевым. В романах «Дерево в центре Кабула», «Африканист», «В островах охотник», «Бой за Рио-Коко» в тех частях романа, где речь идет о командировках в советское время в различные горячие точки, Белосельцев характеризуется как романтичный специалист по военной аналитике и прекрасный разведчик. Во время прочтения начинает казаться, что Александр Андреевич реально является разведчиком, который по легенде был журналистом (легенда Белосельцева именно журналистская).
В тех частях романа, где речь идет о его жизни в Советском Союзе и в постсоветское время (отчасти – «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник», полностью – «Последний солдат Империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген»), Белосельцев показан как патриот, сожалеющий, что развалилась и разваливается страна, в которой он живет и которой он служит. Он присутствует на многих мероприятиях с участием «новой элиты», видит, как она деградировала, хочет как-то это изменить – но у него не получается.
В «Последнем солдате Империи» речь идет о событиях августа 1991 года. Известные персонажи выведены под именами Партиец, Магистр, Чекист и другие. Прекрасно показаны видные представители интеллигенции, предавшие свою страну, государственные руководители, некоторые из которых ещё пытаются спасти положение, а некоторые наоборот разваливают ситуацию. Не согласен с выводами автора о том, что всю игру затеял Чекист (прототипом был последний глава КГБ Крючков). Ну а финальный рассказ Ельцина вообще шикарен. Понятно, что он выдуман и Александр Андреевич подошел с фантазией, но роман – это все таки художественное произведение, а не публицистика, поэтому подобные ходы тут прощаются.
Роман «Красно-коричневый» посвящен событиям осени 1993 года - расстрелу парламента. В этот раз Белосельцев играет роль связующего звена между командой Ельцина и командой Хасбулатова-Руцкого. Александр Андреевич раскрывает образы многих известных людей, связанных с этими событиями («Генсек» Зюганов, «Советник» Кургинян и так далее). Опять – синтез аналитики прошедших событий, художественных образов персонажей, описание обстановки и собственные предположения некоторых эпизодов тех событий.
И «Господин Гексоген». Один из самых известных романов, посвященный событиям конца 1990-ых годов. В том же стиле написан, что и «Красно-коричневый» и «Последний солдат Империи». Несмотря на то, что основан на реальных событиях – книга художественная, поэтому фантазии достаточно.
Слайд 15
«Господин Гексоген»
Роман «Господин Гексоген» (2002) привлёк внимание критиков и общественности. В нём рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».
Слайд 16
Чеченская тема
Романы «Чеченский блюз» и «Идущий в ночи». Изюминка романов в том, что Александр Андреевич показывает и как сражались наши ребята в этих войнах, и как вела себя наша элита. Как в войне она искала свои цели, не связанные с интересами страны, и как солдаты воевали непонятно за что. Но с верой и любовью к своей Родине. Не к элите, а именно Родине.
Слайд 17
Политические романы
Сюда можно отнести романы «Крейсерова соната», «Теплоход «Иосиф Бродский», «Политолог», «Пятая империя», «Виртуоз», «Скорость тьмы».
В «Крейсеровой сонате» Александр Андреевич обыгрывает и показывает элиту, которая готова продать все ради собственного благополучия и материального удовлетворения. Людей, которые превращают в спектакль любое событие в жизни страны, будь то заседание Государственной Думы или падение станции «Мир».
В «Теплоходе «Иосиф Бродский»» обыгрывается нынешняя жизнь золотой молодежи и её связь с политиками. Весь содомизм, разврат, ненависть ко всему, кроме себе любимых – все это раскрыто в художественных образах и описаниях.
Роман «Политолог» описывает тяжелую жизнь нынешних политтехнологов. Это один из немногих романов, где главный герой больше отрицательный чем положительный .Образ его, Михаила Львовича Стрижайло, был списан с известного политолога Станислава Белковского. Известного тем, что имеет влияния в ряде политических организаций. Роман описывает события начала нулевых, связанных с попыткой прийти к власти КПРФ и Ходорковского. Естественно, все имена и названия намеренно изменены, и книга не претендует на документалистику.
«Пятая империя» - это роман, дающий первые идеологические основы идеологии Александра Андреевича Проханова. Идеологии, в которой новая Россия должна возродиться из пепла. Роман, помимо идеологических основ, описывает вымышленные события, в которых патриотические силы пытаются взять власть для построения Пятой империи.
Роман «Виртуоз» заслуживает отдельной статьи. Очередная попытка показать, что политиками управляют определенные люди, которые дают каждому определенную роль и определенное предназначение. Кто прототип «Виртуоза» - лично для меня непонятно до сих пор.
В «Скорость тьмы» рассказывается о вымышленном провинциальном городке, в котором у главного героя есть завод. Завод пытаются отнять некоторые «честные бизнесмены», не избегая самых грязных методов. Вообщем, тема «отбора бизнеса» раскрыта полностью, равно как и тема интересов некоторых элитных групп.
Слайд 18
«Поступь русской победы»
В 2012 году Проханов выпустил книгу «Поступь русской победы» в необычном для себя жанре. Книга повествует об идеологиях современной России и представляет историю России в виде так называемых «четырёх империй»: Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых, Сталинская империя. Имперское мироощущение, с этой позиции, является центральным для русского сознания, равно как и попытка воплотить Царство Божье на Земле. Центральным сюжетом книги является идея «Пятой империи», которая, по мнению писателя, уже зарождается в современной России. Книга состоит из 4-х частей:
«Гимны русской победы» — содержит тезисы общего характера об образе грядущей «Пятой империи»
«Марши русской победы» — рассказывает о промышленных (прежде всего, оборонных) заводах — Севмаш, НПО имени С. А. Лавочкина и пр.
«Псалмы русской победы» — повествует о русских монастырях и приходах как нравственном стержне России
«Коды русской победы» — размышления о Евразийском Союзе как предтече «Пятой империи».
Слайд 19
Автобиографические романы
К ним относятся романы «Надпись» и «Холм».
В романе «Надпись» раскрыта вся «кухня» интеллигенции 1960-ых годов, отношение ко всему окружающему, к Родине, политике. Все то, что затем вынесли и использовали против СССР в перестройку и постсоветское время. Тут же Александр Андреевич описывает и свои первые годы работы, и отношение ко всему, что с ней связано.
Роман «Холм» захватывает события конца 2000-ых. Марш несогласных, выступление в передаче «К барьеру!», общение с семьей, поездка в Псковскую область – все в духе Александра Андреевича. Несмотря на такое описание, романтизм идет через весь роман, в результате чего читается он на одном дыхании.
Вообщем могу сказать, что при возможности, собрание сочинений А.А. Проханова стоит того, чтобы его купить и прочесть. Гарантировано получите удовольствие от духа патриотизма, романтики и блестящего языка автора, позволяющего держать читателя у книги до самого конца.
Слайд 20
Книги (на русском языке)
1971
Иду в путь мой.
Письма о деревне.
1972
Неопалимый цвет.
1974
Желтеет трава.
1975
Во имя твое.
Отблески Мангазеи.
1976
Кочующая роза.
1977
Время полдень.
1980
Место действия.
1981
Вечный город.
1982
Дерево в центре Кабула.
1984
В островах охотник. Горящие сады.
Ядерный щит.
1985
И вот приходит ветер.
На дальних рубежах.
Светлей лазури.
1988
Там, в Афганистане.
1989
Рисунки баталиста.
Записки на броне.
600 лет после битвы
1993
Последний солдат империи.
1994
Ангел пролетел.
1995
Дворец.
1998
Чеченский блюз.
1999
Красно-коричневый.
Слово, пронесённое сквозь ад (сборник передовиц Проханова, рисунков Г. Животова и стихов Е. Нефедова).
2002
Африканист.
Господин Гексоген.
Слайд 21
Книги (на русском языке)
2004
Крейсерова соната.
2005
Хроника пикирующего времени (сборник передовиц газеты «Завтра»). Екатеринбург, «Ультра. Культура» ISBN 5-9681-0058-3, 3 000 экз
Надпись. М., Ad marginem.
Политолог.
2006
Седой солдат.
Теплоход «Иосиф Бродский».
Симфония «Пятой империи».
2007
За оградой Рублёвки.
Выбор оружия (Африканист).
Матрица войны (В островах охотник).
Контрас на глиняных ногах (И вот приходит ветер).
Восточный бастион (Сон о Кабуле).
Среди пуль (Парламент в огне, Красно-коричневый).
Гибель красных богов (Последний солдат империи).
Пятая империя.
Свой-чужой.
2008
Холм.
ХАМАС — школа героев («ХАМАС — слава героям», «ХАМАС — хвала героям»).
2009
Виртуоз.
2010
Око.
Истребитель (первоначально Скорость тьмы).
Собрание сочинений: в 15 т.
2011
Алюминиевое лицо.
Хождение в огонь.
Наскальная книга.
Русский.
2012
Человек звезды.
Поступь русской победы.
2013
Время золотое.
2014
Крым.
2015
Убийство городов.
2016
Губернатор
Новороссия, кровью умытая
Сирийский армагеддон. ИГИЛ, Нефть, Россия. Битва за Восток.
Слайд 22
Зарубежные издания
На английском языке
1983 — Дерево в центре Кабула — «A Tree in the Centre of Kabul».
На болгарском языке
1985 — Вечный город — «Вечният град».
1988 — «Живот между изстрели» (Жизнь между выстрелами).
На голландском языке
Дерево в центре Кабула.
На ирландском языке
Дерево в центре Кабула.
На испанском языке
1984 — Дерево в центре Кабула — «El arbol en el centro de Kabul».
На китайском языке
Дворец.
2003 — Господин Гексоген — «黑炸药先生».
На немецком языке
Вечный город.
2008 — За оградой Рублёвки — «Jenseits russischer Villenzäune: Surrealität des menschlichen Daseins im heutigen Russland» (За оградой русской виллы: сюрреалистичность человеческого существования в современной России).
На польском языке
2005 — Господин Гексоген — «Operacja Heksogen».
На чешском языке
Вечный город.
Слайд 23
Признание
Государственные награды
Общественные награды
Слайд 24
Государственные награды
орден Трудового Красного Знамени (16.11.1984)
орден Дружбы народов (10.05.1988)
орден «Знак Почёта» (7.08.1981)
премия Ленинского комсомола (1982) — за роман «Дерево в центре Кабула»
Слайд 25
Общественные награды
премия имени К. А. Федина (1980)
Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1987)
премия МО СССР (1988)
премии журналов «Знамя» (1984), «НС» (1990, 1998)
Международная Шолоховская премия (1998)
медаль «Защитнику Приднестровья»
премия «Честь имею» (2001)
Бунинская премия (2009) — за подшивку передовиц газеты «Завтра» за 2008 год и сборник «Симфонии Пятой империи»
23 марта 2010 года в номинации «Лучший главный редактор/издатель общественно-политического средства массовой информации» награждён премией «Власть № 4» учреждённой Институтом общественного проектирования и «Клубом 4 ноября» (как главный редактор газеты «Завтра»).
Всероссийская литературная премия им. Н. С. Лескова «Очарованный странник» (2012)
Международная литературная премия «Белые журавли России» (2013)
Премия «Золотой Дельвиг» (2013) — «За выдающийся вклад в русскую прозу и обогащение жанра политического романа»
Международная премия Ким Ир Сена (2016) — «за публицистическую деятельность, вносящую заметный вклад в создание мощной России, достижение глобальной независимости и мира, дружбы, единства, прогресса и процветания среди различных стран мира».
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: