Презентация - Фёдор Сологуб - русский поэт, писатель, драматург, публицист
просмотр
Текст этой презентации
Слайд 1
Фёдор Сологуб – русский поэт, писатель, драматург, публицист.
1863 - 1927
Слайд 2
Подготовила:
Ученица 11 класса
Филатова Екатерина
Руководитель:
Учитель литературы
Филатова Наталия Александровна
Слайд 3
Игорь Северянин
«такой поэт, каких нет больше: утонченный, чем тонкий Фет…»
Корней Чуковский
«стихи Сологуба нередко бывали событиями в жизни моего поколения»
Слайд 4
Ранние годы (1863—1882)
Родился в Санкт-Петербурге в семье портного Кузьмы Афанасьевича Тетерникова. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Свой поэтический дар будущий писатель ощутил в возрасте двенадцати лет, а первые дошедшие до нас законченные стихотворения датируются 1878. В тот же год Фёдор Тетерников поступил в Санкт-Петербургский Учительский институт. По окончании института в июне 1882 года он, взяв мать и сестру,
уехал учительствовать в северные губернии в общей сложности проведя десять лет в провинции.
Слайд 5
Служба в провинции (1882—1892)
В Крестцах Сологуб провёл три года, будучи учителем Крестецкого народного училища. Он продолжал писать стихи, начал работу над романом (будущие «Тяжёлые сны»), который занял почти десятилетие. Первой же публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в детском журнале «Весна» 28 января 1884 года за подписью «Терников»; эта дата стала началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. В последующие годы было напечатано ещё несколько стихотворений в мелких газетах и журналах.
Слайд 6
Задержка в литературном пути Сологуба была обусловлена совершенной культурной изоляцией, — он чувствовал, что писать в глуши, в общественном и культурном одиночестве больше не мог. Поэт мечтал вернуться в Санкт-Петербург, где было можно вполне реализовать свой талант. Но перевестись в столицу Тетерникову долго не удавалось; лишь осенью 1892 года он смог переехать на постоянное жительство в Петербург. В Петербурге Сологуб был определён учителем Рождественского городского училища на Песках.
Слайд 7
В Петербурге (1893—1906)
Журнал «Северный вестник» сыграл особую роль в биографии Сологуба. Именно в нём он стал широко публиковаться в 1890-е годы: помимо стихотворений, были напечатаны первые рассказы, роман, переводы из Верлена, рецензии. И собственно сам«Фёдор Сологуб» — псевдоним — был придуман в редакции журнала, по настоянию Минского. Волынский предложил: «Соллогуб», — фамилию, в то время вызывавшую ассоциацию с известным аристократическим родом, к которому принадлежал беллетрист Владимир Соллогуб; для отличия в псевдониме убрали одну букву «л». В печати псевдоним впервые появился в 1893 году в апрельском номере журнала «Северный вестник» (им подписано стихотворение «Творчество»). В 1896 году выходят первые три книги Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая», роман «Тяжёлые сны» и «Тени». Все три книги Сологуб издал сам небольшим, впрочем, обычным по тем временам, тиражом.
Слайд 8
Роман «Тяжёлые сны» был начат в Крестцах ещё в 1883 году. Крепкий реализм «Тяжёлых снов», рисующий бытовые картины провинции, сочетается с призрачной, одурманивающей атмосферой полуснов, полуяви, наполненными эротическими грёзами и приступами страха. Роман писался долго и был окончен только в Петербурге в 1894 году.
Слайд 9
Валерий Брюсов
«Среди декадентов Сологуб один из немногих…сохранивших живую, органическую связь с землею…он у себя дома и здесь, на земле». Было опубликовано в «Весы»1904год.
Слайд 10
В 1904 году вышли Третья и Четвёртая книги стихов, собравшие под одной обложкой стихи рубежа веков. «Собрание стихов 1897—1903» явилось своего рода рубежом между декадентством и последующим символизмом Сологуба, в котором утвердились символы Сологуба-поэта. При этом в декадентстве и символизме Сологуба не было резкого и дисгармоничного нагромождения эстетических парадоксов или нарочитой таинственности, недосказанности. Напротив, Сологуб стремился к предельной ясности и чёткости — как в лирике, так и в прозе.
Слайд 11
«В самом стиле его писаний есть какое-то обаяние смерти, — писал Корней Чуковский. — Эти застывшие, тихие, ровные строки, эта, как мы видели, беззвучность всех его слов — не здесь ли источник особенной сологубовской красоты, которую почуют все, кому дано чуять красоту?»
Слайд 12
Илья Эренбург
«О смерть! Я твой. Повсюду вижу
Одну тебя, - и ненавижу
Очарования земли.
Людские нужды мне восторги,
Сраженья, праздник и торги,
Весь этот шум в земной пыли.
Твоей сестры несправедливой
Ничтожной жизни, робкой, лживой,
Отринул я издавна власть.
Не мне, обвеянному тайной
Твоей красы необычайной,
Не мне к ногам ее упасть.
Не мне идти на пир блестящий,
Огнем надменный тяготящий
Мои дремотные глаза,
Когда на них уже упала,
Прозрачней чистого кристалла, Твоя холодная слеза»
«певец «мертвых и навек утомленных миров»
Слайд 13
«Когда я в бурном море плавал
И мой корабль пошел ко дну,
Я так воззвал : «отец мой, Дьявол,
Спаси, помилуй, - я тону.
Не дай погибнуть раньше срока
Душе озлобленной моей, -
Я власти темного порока
Отдам остаток черных дней».
И Дьявол взял меня и бросил
В полуистлевшую ладью.
Я там нашел и пару весел,
И серый парус, и скамью.
И вынес я опять на сушу,
В больное, злое житие,
Мою отверженную душу
И тело грешное мое.
И верен я , отец мой, Дьявол,
Обету, данному в злой час,
Когда я в бурном море плавал
И ты меня из бездны спас.
Тебя, отец мой, я прославлю
В укор неправедному дню,
Хулу над миром я восставлю,
И соблазняя соблазню. »
Юлий Айхенвальд
«Сологуб – верный монах Дьявола. Он движется под знаком зла. Ему везде чудится оно и только оно…»
Слайд 14
В 90-е годы в поэзии Сологуба начинают преобладать философские темы. Большое влияние оказали два философа: Шопенгауэр и Лев Шестов.
Слайд 15
«Мелкий Бес»
Летом 1902 года был окончен роман «Мелкий бес». Как сказано в предисловии, роман писался десять лет (1892—1902). В период оттепели, в 1958 году, роман "Мелкий Бес" был издан отдельной книгой Кемеровским книжным издательством, г. Кемерово. То, что произведение Федора Сологуба было напечатано в советское время, является редким исключением.
Слайд 16
«Сологуб — прихотливый поэт и капризный, хоть нисколько не педант-эрудит. Как поэт, он может дышать только в своей атмосфере, но самые стихи его кристаллизуются сами, он их не строит».
Слайд 17
В начале 1910-х годов Фёдор Сологуб заинтересовался футуризмом. В 1912 году Сологуб, главным образом через Чеботаревскую, сближается с группой петербургских эгофутуристов (Иван Игнатьев, Василиск Гнедов и др.). Лирика Сологуба была созвучна идеям эгофутуризма, и Сологуб и Чеботаревская с интересом принимали участие в альманахах эгофутуристических издательств «Очарованный странник» Виктора Ховина и «Петербургский глашатай» Игнатьева.
В 1908 году женится на Анастасии Чеботаревской.
Слайд 18
Годы революции (1917—1921)
Февральская революция, обрушившая монархию и создавшая предпосылки для демократического преобразования Российской империи, Фёдором Сологубом была встречена с воодушевлением и большими надеждами. С лета 1917 года газетные статьи Сологуба принимают откровенно антибольшевистский характер. Ставшие редкими статьи и выступления Сологуба после Октябрьского переворота были посвящены свободе слова, а также целости и неприкосновенности Учредительного собрания в виду угрозы его разгона.
Слайд 19
Невозможность существования, в конце концов, побудила Фёдора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, обратиться в декабре 1919 года в советское правительство за разрешением выехать. В середине июля 1921 года Сологуб, наконец, получил положительное письмо Троцкого, но отъезд опять сорвался. В конце концов, разрешение таки было получено, и отъезд в Ревель был запланирован на 25 сентября 1921 года. Однако томительное ожидание, прерываемое неисполняемыми обещаниями, надломило психику жены Сологуба, расположенной к сумасшествию. 23 сентября 1921 года Анастасия Чаботаревская сбежала из дома и бросилась в реку. Смерть жены для Фёдора Сологуба обернулась непосильным горем, которое писатель не изжил до конца своих дней. К её памяти Сологуб будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы. После смерти жены Сологуб уже не захотел уезжать из России.
Слайд 20
Последние годы (1921—1927)
В середине 1921 года советское правительство издало несколько декретов. Тогда же появляются новые книги Фёдора Сологуба: сначала в Германии и Эстонии и затем в Советской России. Первой из этих книг Сологуба явился роман «Заклинательница змей», изданный в начале лета 1921 года в Берлине. Роман с перерывами писался в период с 1911 по 1918 годы и стал последним в творчестве писателя.
Слайд 21
С конца 1921 года книги Сологуба начинают издаваться и в Советской России: выходят поэтические сборники «Фимиамы» (1921), «Одна любовь» (1921), «Костёр дорожный» (1922), «Соборный благовест» (1922), «Чародейная чаша» (1922), роман «Заклинательница змей» (1921), отдельное иллюстрированное издание новеллы «Царица поцелуев» (1921), переводы (Оноре де Бальзак, Поль Верлен, Генрих фон Клейст).
Слайд 22
В мае 1927 года, в разгар работы над романом в стихах «Григорий Казарин», Фёдор Сологуб серьёзно заболел. Болен он был давно, и болезнь до того более-менее удавалось подавить, теперь же осложнение оказалось неизлечимым. С лета писатель уже почти не вставал с постели. Осенью началось обострение болезни. Умирал поэт долго и мучительно. Последние стихотворения поэта помечены 1 октября 1927 г.
Слайд 23
Умер Фёдор Сологуб 5 декабря 1927 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с могилой А. Н. Чеботаревской.
Слайд 24
«Пришла опять, желаньем поцелуя
И грешной наготы
В последний раз покойника волнуя,
И сыплешь мне цветы.
А мне в гробу приятно и удобно.
Я счастлив, - я любим!
Восходит надо мною так незлобно
Кадильный синий дым.
Басит молодожен, румяный дьякон,
Кадит со всех сторон.
Прекрасный лик возлюбленной заплакан,
И грустен, и влюблен.
Прильнет сейчас к рукам, скрещенным плоско,
Румяный поцелуй.
Целуй лицо. Оно желтее воска.
Любимая, целуй!
Склоняясь, раскрой в дрожаньи белой груди
Два нежных холма.
Пускай вокруг смеются злые люди,-
Засмейся и сама»
Слайд 25
Произведения
Романы (по датам публикации)
1895 Тяжёлые сны
1905 Мелкий бес
1907—1914 Творимая легенда
1912 Слаще яда
Заклинательница змей
Слайд 26
Рассказы (отдельные издания)
1896 Тени
1904 Жало Смерти
1905 Книга сказок
1906 Политические сказочки
1907 Истлевающие личины
1908 Книга разлук
1909 Книга очарований
1916 Ярый год
1918 «Слепая бабочка»,
«Помнишь, не забудешь» и другие рассказы. М., 1918
Сочтённые дни. Ревель
Слайд 27
Стихотворения (отдельные издания)
1896 Стихи. Книга первая; Стихи. Книга вторая
1904 Собрание стихов (1897—1903): Книги III И IV
1906 Родине
1907 Змий
1908 Поль Верлен. Стихи, избранные и переведённые Фёдором Сологубом: Седьмая книга стихов; Пламенный круг
1914 Очарования земли
1915 Война
1917 Алый мак
1921 Небо голубое; Одна любовь; Фимиамы
1922 Костёр дорожный; Свирель; Соборный благовест; Чародейная чаша
1904 забелелся туман за рекой
Слайд 28
Пьесы
1906 «Литургия Мне»; «Дар мудрых пчёл»
1907 «Победа Смерти»; «Любви»; «Ванька Ключник и Паж Жеан»
1908 «Ночные пляски»
1909 «Мелкий бес»
1910 «Заложники жизни»
1912 «Мечта-победительница»; «Война и мир»
1914 «Любовь над безднами»; «Проводы»
1915 «Камень, брошенный в воду (Семья Воронцовых)»
1916 «Узор из роз»
1917 «Любовь и верность»
Дар мудрых пчел. Трагедия.
Слайд 29
Собрания сочинений
1909—1911 Собрание сочинений в 12 томах
1913—1914 Собрание сочинений в 20 томах
2000—2003 Собрание сочинений в 6 томах
2001—2003 Собрание стихотворений в 8 томах
Слайд 30
Я – бог таинственного мира,Весь мир в одних моих мечтах.Не сотворю себе кумираНи на земле, ни в небесах. Моей божественной природыЯ не открою никому.Тружусь, как раб, а для свободыЗову я ночь, покой и тьму.
Слайд 31
Спасибо за внимание.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: