Презентация - Математика и литература

3,007
просмотров
Презентации / Литература / Математика и литература

Текст этой презентации

Слайд 1

Математика и литература, слайд 1


Математика и литература

Слайд 2

Математика и литература, слайд 2

  Цель работы: доказать существование связи между литературой и математикой.
Задачи: подбор математических задач в литературных произведениях; решение отобранных задач, анализ полученных в ходе решения результатов; оценка проделанной работы и формулировка вывода.

Слайд 3

Математика и литература, слайд 3

«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...» Корен
Мы знаем, как связаны между собой литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом.

Слайд 4

Математика и литература, слайд 4

В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических, статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением. Как это ни странно, в то время среди писателей существовала своего рода мода на математику:
А.С.Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению
Гоголь в 1827 г. не только выписывал “Ручную математическую энциклопедию” Перевозчикова, но даже изучал ее.

Слайд 5

Математика и литература, слайд 5

В библиотеке А.С. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа “Опыт философии теории вероятностей”, вышедшей в Париже в 1825 г.
Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношений необходимости и случайности в историческом процессе.

Слайд 6

Математика и литература, слайд 6

В рецензии на второй том “Истории русского народа” Н.Полевого, А.С.Пушкин писал: «Ум человеческий по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия провидения.»
Читатели “Евгения Онегина” не могли не обратить особого внимания на XXXIII строфу из седьмой главы этого романа в стихах. В нём делается попытка предсказания отдалённого будущего России:
Когда благому просвещенью Отдвинем более границ, Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги,верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведёт крещёный мир На каждой станции трактир.

Слайд 7

Математика и литература, слайд 7

Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение:
«Человек - есть дробь. Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству».

Слайд 8

Математика и литература, слайд 8

Жюль Верн «Таинственный остров» .
Герои измеряли высоту скалы. Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены. «Если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены. «0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании  измерений инженер  составил  следующую запись: 15:500 = 10:х, 500×10 = 5000, 5000:15 = 333,3. Ответ: высота  гранитной стены равнялась   333 футам». 

Слайд 9

Математика и литература, слайд 9

Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»
Решение: Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади? S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2. Ответ: островок небольшой
“Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину”.

Слайд 10

Математика и литература, слайд 10

Анкетирование
3.Когда читаете произведение мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного?
Полученные данные говорят о том, что большинству читателей задачи не мешают понимать прочитанное
2.Если в литературных произведениях Вы встречаете задачи, пытаетесь ли Вы её решать?
1. Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?
Можно сделать вывод, что большинство респондентов (15 человек) встречали в литературных произведениях математические задачи.
Данные говорят о том, что наши читатели не отличаются особой любознательностью. Лишь 7 человек из 20 опрошенных (3 взрослых и 3 ребят) пробуют решать задачи.  

Слайд 11

Математика и литература, слайд 11

Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возможность читателю подумать над поставленной задачей. Книга позволяет открыть свои тайны только тому человеку, кто умеет читать между строк и сам добывать знания, и отвечать на интересующие его вопросы…

Слайд 12

Математика и литература, слайд 12

Интернет-ресурсы
http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png
http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg
http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg

Слайд 13

Математика и литература, слайд 13

Спасибо за внимание!!!