Презентация - М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца»
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.
К.Паустовский
Сказка-быль«Кладовая солнца»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 6 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.
Слайд 2
Цели урока:
Работа над идейно-художественным своеобразием произведения;
Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества.
Слайд 3
Миша Пришвин 8 лет
Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии.
В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию» (первое устремление к мечте)
Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ.
Слайд 4
Под Костромой. 1931 г.
Кабардино-Балкария. 1936г.
Закончил агрономи-ческое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии. Учительствовал в селе, работал агрономом, в 20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал.
Слайд 5
М.М.Пришвин автор книг:
«В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.
Слайд 6
Сказка-быль «Кладовая солнца»
Написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. «Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской литературы для детей.
Слайд 7
Настя и Митраша
Где и когда происходит действие?
Как жили дети после смерти родителей?
Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отно-шение автора к Насте и Митраше?
Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?
Слайд 8
Настя
Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»
Слайд 9
Митраша
Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры».
«Умненькие дружные ребята». В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).
Слайд 10
Толковый словарь.
Золотой –
сделанный из золота.
перен. Блестяще-жёлтый, цвета золота. перен. Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.
Слайд 11
Вывод
После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных)
Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.
Слайд 12
Жанр произведения – сказка-быль
Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности.
Сказка-фольклорная (народная) - занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. (Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом).
Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир.
Слайд 13
Сказка и быль
Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль?
Где сказка входит в их жизнь?
Слайд 14
Сосна и ель, растущие вместе
Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели?
Докажите, что это не просто рассказ, а сказка?
Запишите несколько предложений как стихотворение.
Слайд 15
С тех пор лет, может быть двести эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боро-лись между собой корнями за питанье, сучьями – за воздух и свет.
Есть ритм и одинаково построенные предложения
Сосна и ель
Слайд 16
Вывод
Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы.
В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.
Слайд 17
Главная проблема произведения –проблема выбора своего пути.
О чём спорят Настя и Митраша у Лежачего камня?
Можно ли сказать, на чьей стороне автор? Как изменилась природа после ссоры детей?
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?
Почему он попал в беду?
Как вела себя Настя, оставшись одна?
Почему Настя забыла о брате?
Как автор относится к происходящему?
Слайд 18
Вывод.
Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но Митраше не хватило жизненного опыта.
Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям. Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми.
В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».
Слайд 19
Блудово болото – кладовая солнца
Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»? Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
Слайд 20
Травка и Антипыч.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему Пришвин отказался от этого названия?
Расскажите о жизни Травки.
Почему Травка пришла на помощь человеку?
Как вы понимаете выражение « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?
Слайд 21
Правда Антипыча – правда жизни.
Как вы понимаете выражение «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?
Слайд 22
Вывод.
Себялюбие (эгоизм), жадность, лень, злоба.
Любовь
к Родине
к людям
к природе
к труду
к познанию неизведанного
Слайд 23
Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг».
Подготовь выразительное чтение рассказа «Столбы».
«Чему меня научила эта книга?»
Слайд 24
Литература.
Литература. 6 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.
Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Иллюстрации к сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: