Презентация - М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца»

5,801
просмотр
Презентации / Литература / М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца»

Текст этой презентации

Слайд 1

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 1

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. К.Паустовский
Сказка-быль «Кладовая солнца»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 6 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Слайд 2

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 2

Цели урока:
Работа над идейно-художественным своеобразием произведения; Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества.

Слайд 3

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 3

Миша Пришвин 8 лет
Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию» (первое устремление к мечте) Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ.

Слайд 4

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 4

Под Костромой. 1931 г.
Кабардино-Балкария. 1936г.
Закончил агрономи-ческое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии. Учительствовал в селе, работал агрономом, в 20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал.

Слайд 5

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 5

М.М.Пришвин автор книг: «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.

Слайд 6

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 6

Сказка-быль «Кладовая солнца»
Написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. «Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской литературы для детей.

Слайд 7

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 7

Настя и Митраша
Где и когда происходит действие? Как жили дети после смерти родителей? Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отно-шение автора к Насте и Митраше? Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?

Слайд 8

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 8

Настя
Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»

Слайд 9

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 9

Митраша
Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры». «Умненькие дружные ребята». В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).

Слайд 10

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 10

Толковый словарь.
Золотой – сделанный из золота. перен. Блестяще-жёлтый, цвета золота. перен. Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.

Слайд 11

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 11

Вывод
После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных) Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.

Слайд 12

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 12

Жанр произведения – сказка-быль
Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности. Сказка-фольклорная (народная) - занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. (Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом). Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир.

Слайд 13

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 13

Сказка и быль
Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль? Где сказка входит в их жизнь?

Слайд 14

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 14

Сосна и ель, растущие вместе
Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели? Докажите, что это не просто рассказ, а сказка? Запишите несколько предложений как стихотворение.

Слайд 15

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 15

С тех пор лет, может быть двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боро-лись между собой корнями за питанье, сучьями – за воздух и свет.
Есть ритм и одинаково построенные предложения
Сосна и ель

Слайд 16

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 16

Вывод
Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

Слайд 17

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 17

Главная проблема произведения –проблема выбора своего пути.
О чём спорят Настя и Митраша у Лежачего камня? Можно ли сказать, на чьей стороне автор? Как изменилась природа после ссоры детей? Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему Настя забыла о брате? Как автор относится к происходящему?

Слайд 18

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 18

Вывод.
Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но Митраше не хватило жизненного опыта. Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям. Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».

Слайд 19

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 19

Блудово болото – кладовая солнца
Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»? Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?

Слайд 20

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 20

Травка и Антипыч.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему Пришвин отказался от этого названия? Расскажите о жизни Травки. Почему Травка пришла на помощь человеку? Как вы понимаете выражение « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?

Слайд 21

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 21

Правда Антипыча – правда жизни.
Как вы понимаете выражение «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?

Слайд 22

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 22

Вывод.
Себялюбие (эгоизм), жадность, лень, злоба.
Любовь
к Родине к людям к природе к труду к познанию неизведанного

Слайд 23

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 23

Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг». Подготовь выразительное чтение рассказа «Столбы».
«Чему меня научила эта книга?»

Слайд 24

М.М. Пришвин - Философская притча «Кладовая солнца», слайд 24

Литература. Литература. 6 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010. Свободная энциклопедия ВИКИПЕДИЯ – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Иллюстрации к сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»