Презентация - Проблема чести в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
просмотр
Текст этой презентации
Слайд 1
Проблема чести, долга, нравственного выбора в повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка».
Гринев и Швабрин.
Презентация к уроку литературы в 8 классе
Слайд 2
Выяснить значение слова «честь». Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»
Опережающие задания:
Слайд 3
образовательные:
обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
проследить развитие характера Петра Андреевича;
обучение сравнительной характеристике героев;
познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;
развивающие:
развивать умение учащихся анализировать текст;
- развивать способности к умозаключениям;
развивать навыки работы со словарями;
воспитывающие:
воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
включить учащихся в философский поиск;
- воспитывать любовь к художественным произведениям.
Цели урока:
Слайд 4
Смерть лучше бесчестья. Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Честь головою оберегают. Честь дворянин не кинет, хоть головушка сгинет.
Пословицы:
Слайд 5
Словарная работа:честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.
Слайд 6
Честь - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».
Долг- все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию.
Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ — это пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других. Материнское самопожертвование. Самопожертвование во имя революции.
Слайд 7
Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась?
Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми повести?
− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь?
Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича в 2 главе?
Становление характера главного героя
Слайд 8
Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову
Критерий сравнения
1. Отношение к семье капитана Миронова
Гринев:
С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.
Швабрин: Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
Слайд 9
Слайд 10
2. Поведение на поединке
Гринев
Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
Швабрин
Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
Критерий сравнения
Слайд 11
Слайд 12
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами
Гринев
Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.
Швабрин:
Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.
Критерий сравнения
Слайд 13
5. Поведение с Пугачёвым
Гринев
Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.
Швабрин
Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.
Критерий сравнения
Слайд 14
Слайд 15
4. Отношение к Маше Мироновой
Гринев
Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.
Швабрин
Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. В последний момент выдаёт Пугачёву.
Критерий сравнения
Слайд 16
Слайд 17
− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.
− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).
6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
4) Отказ присягнуть бунтовщику.
3) Поединок за честь девушки.
2) Благодарность за спасение.
Слайд 18
самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.
И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.
Вывод:
Слайд 19
Слайд 20
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Куртат МО Пригородный районБикоева Елена Гавриловна
Спасибо за внимание.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: