Презентация - Колокола Руси
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема:
Колокольные звоны Руси
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна
2016 г.
Слайд 2
Проверка домашнего задания.
Какой инструмент использовался в католических и протестантских храмах и на Руси?
Что лежит в основе древнерусского певческого искусства?
Назовите композиторов, сочинявших церковную музыку.
Что обозначают слова «муэдзин», «азан», «дикр» в исламской религии? В чем необычность буддийской музыки?
Назовите инструменты, которые используются в буддийских богослужениях.
Слайд 3
Колокольный звон – это "звучащая икона".
Когда ты слышишь звон колоколов, Душа вдруг замирает бесконечно И в этот миг о тяжести оков Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя Душевная живительная влага И хочется обнять весь мир, любя, И раствориться в нем, другим во благо.
А сердце, окрыленное мечтой, Вновь видит главную твою дорогу. Знакомые слова молитвы той, Наполненной любовью к людям, богу.
Слайд 4
К колоколам на Руси было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Впервые они появились в XIII в. в Новгороде. В народе говорили, если икона - это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке.
Слайд 5
Первое упоминание в летописи о колокольном звоне относится к XI веку. Древний предок колокола – било – деревянный или железный брусок.
В древности разные народы изготавливал бубенцы, колокольчики и небольшие колокола.
Било
Скифский колокольчик
Dotaku - древние ритуальные японские колокола
Колокольчик из древнего Вавилона. IX-VIII. вв до н.э., высота 4,7 см.
Слайд 6
Ко́локол — металлический инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, уда-ряющийся изнутри о стенки. Колокола используются:
в религиозных целях – призыв на молитву, выра-жение торжественных моментов богослужения,
в музыке,
в общественно-полити-ческих целях (как набат), в тройках лошадей для праздности.
Слайд 7
Устройство типичного колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики.
Слайд 8
Благовестник
Воскресные
Постные
Полиелейные
Будничные Часовые
Виды колоколов
Большие
Средние
Малые
Зазвонные
Подзвонные
для украшения звона
«басовые» голоса
звучание выше, чем у «басовых»
высокие, заливистые голоса
Слайд 9
Большие колокола самостоятельно исполняют следующие звоны:
Благовест - торжественный праздничный звон, ритмичные удары в один самый большой колокол.
Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Мали́новый звон – красивый, переливающийся звон, «очень приятный, мягкий по тембру звон».
Слайд 10
Благовест - торжественный праздничный звон, ритмичные удары в один самый большой колокол
Слайд 11
Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся более пронзительным звучанием. Набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро.
Слайд 12
Мали́новый звон – красивый, переливающийся звон, «очень приятный, мягкий по тембру звон».
Слайд 13
Используя малые колокола совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами, происходит с участием благовестника.
Трезвон к литургии
Слайд 14
Рядом с храмами часто есть пристройка для размещения колоколов – колокольня или звонница. Иногда колокола размещались на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». Музыканты, владеющие искусством звона – звонари.
Колокольня Свято-Троицкого монастыря в г.Алатырь. XI-XII вв.
Звонарь на колокольне
Слайд 15
В европейских странах сам колокол качался и бил в неподвижный "язык". Русские же мастера звона управляли "языками" висящих колоколов. Они могли звонить одновременно в три или четыре колокола и выработали свой трехголосный стиль — "трезвон".
Слайд 16
Отливка колоколов трудное дело и почётное. Имена мастеров заносили в летописи и исторические хроники.
Борис – Москва.
Иван и Михаил Моторины – Москва.
Флор Терентьев – Ростов Великий.
Микула Кречетников – Тверь.
Изготовление формы для колокола. Отливка колокола. Иллюстрации к «Энциклопедии» Ж.Л.Даламбера и Д.Дидро. Вторая половина XVIII в.
Слайд 17
В Ростове Великом сохранились древние колокола Успенского Собора XVII века. Самый большой колокол отлит в 1688 году мастером Флором Терентьевым – Большой Сысой. Он весит 32 тонны. Звук этого колокола узнавали за 20 км от города
Звонница Успенского собора. Ростов. 1682-1687 гг.
Сысой
Слайд 18
Колоко́льня «Ива́на Вели́кого» Москва, Кремль,
Соборная площадь
1505-1600 г.
Звон в Московском Кремле был необыкновенно художественным. «Красный звон» – когда звонили во все колокола, в самые большие праздники. Призывный звон начинался с колокольни Ивана Великого в Кремле, в ней насчитывается 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн.
Слайд 19
Царь-ко́локол — памят-ник русского литейного искусства XVIII века.
Язык Царь-Колокола
Царь-колокол в литейной яме
Самый большой колокол - "Царь-колокол": вес 200 т, высота - 6, 24 м, диаметр - 6, 60 м. Он отлит по приказу царя Алексея Михайловича в 1654г, действовал около 50 лет, был поврежден пожаром. В 1836 г. колокол подняли и установили у колокольни "Ивана Великого" в качестве памятника.
Слайд 20
Куранты (фр. – бегущий, текущий) – башенные или большие комнатные часы с набором настроенных колоколов. Куранты применялись в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты.
Башенные часы изнутри. Гамбург (Германия)
Колокольня и куранты Петропавловского собора
Слайд 21
Михаи́л Ива́нович Гли́нка (1804-1857)
Сцена из оперы «Иван Сусанин» - хор «Славься!»
Через ощущения людей, описавших колокола в музыке, литературе и живописи, мы учимся слышать их по-своему. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Пример тому опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Слайд 22
Есть колокола, которые используют для игры в симфоническом оркестре. Но бывают такие ситуации, когда колокола нет, и композитор передает звучание колокольного звона своей музыкой.
Вслушайтесь в произведение. Определите и инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки.
Оркестровые и «плоские» колокола.
Слайд 23
С.В.Рахманинов (1873-1943) – русский композитор, дирижёр, пианист. В начале XX века, когда в России начинались революционные волнения, он создал "Второй концерт для фортепьяно с оркестром". В нем он выразил все чувства, которые испытывал.
В.А.Серов.
Портрет Рахманинова.
Молодой Рахманинов в 1901 году
Слайд 24
И.И.Левитан. Вечерний звон. 1892г.
Картина И.Левитана называется "Вечерний звон". Так- же есть известная русская народная песня "Вечерний звон", в которой хор без инструмента смог показать звучание колоколов. Художник красками, а хор голосами смогли выразить одно и то же явление.
Слайд 25
Колокола в России издревле пользовались особым почитанием. Колокол для русского человека был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства.
Ростовский Красный колокольный звон.
Слайд 26
Закрепление материала.
На какие виды делятся колокола в православном храме?
Назовите большие колокола.
Что сегодня нового вы узнали о колоколе?
Назовите основные колокольные звоны.
Какой композитор в своих произведениях часто изображал колокольный звон?
Какой художник назвал свою картину именем звона?
Как называется колокол, изображенный на картинке?
Слайд 27
Источники.
Галина Ивановна Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. : учебник для общеобразовательных учреждений / сост. Г.И.Данилова. – 12-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. – 204, [4] с. : ил., 32 с. цв. вкл. Наталья Николаевна Куцман. Мировая художественная культура. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Изд. 2-е переработанное. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с. Википедия. Колокол. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB
Золотые купола. Значение, история православных колоколов. Разновидности колокольных звонов. http://www.golddomes.ru/kolokola/kolokola1.shtml
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: