Презентация - От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части)

2,019
просмотров
Презентации / МХК и ИЗО / От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части)

Текст этой презентации

Слайд 1

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 1

Европейская художественная культура
Мир византийской культуры ЧАСТЬ II
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Рогудеева Лилия Анатольена составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 год
Амурская область, Бурейский р-он.

Слайд 2

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 2

IV. Мерцающий свет византийских мозаик.
Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре Начало XIVв.
Это искусство было известно еще с античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых. Однако византийским мастерам удалось открыть секреты их изготовления, позволяющие более полно использовать возможности сочетания света и цвета. Мозаики выкладывались на стенах и арках храмов мелкими разноцветными кубиками из камня или смальты (стеклянный сплав).

Слайд 3

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 3

Мозаики Равенны.
Добрый Пастырь. Мозаика в мавзолее Галлы Плацидии V в.
Их углубляли в поверхность под разным углом наклона. В результате рождалось оптическое «чудо» — мозаичные изображения сияли ярким светом, внутри которого играли сотни маленьких огонечков. Наибольшего эффекта достигали мозаичные образы, сочетающие многообразие цветовых переливов с золотым фоном, символизирующим беспредельное духовное богатство небесного мира.

Слайд 4

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 4

Дворец Теодориха в Равенне. Мозаика на стене центрального нефа базилики Сант-Апполинаре-Нуово в Равенне. Строительство дворца относят к 510-520-м годам.

Слайд 5

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 5

Император Юстиниан. Императрица Феодора. Фрагменты мозаики церкви Сан Витале. VI в.

Слайд 6

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 6

Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. VI в.

Слайд 7

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 7

Троица Ветхозаветная. Мозаика в базилике Сан Витале в Равенне. Около середины VI в.

Слайд 8

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 8

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Vв.

Слайд 9

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 9

Интерьер мавзолея Галлы Плацидии. Vв.

Слайд 10

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 10

Характерные особенности мозаики: совершенные композиционные приемы; декоративность; колористические эффекты; сопоставление контрастных цветов; регламентация цветовой гаммы; манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор; композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Слайд 11

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 11

Что такое смальта? Откуда в Византию пришло искусство мозаики? Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителей?

Слайд 12

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 12

V. Шедевры византийской иконописи.

Слайд 13

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 13

В христианских храмах были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к III-IV в.в.

Слайд 14

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 14

Ранние византийские иконы
Серапис и Исида. Створки триптиха. III век
Периоды: Македонский (9-11 век) Комнинский (конец 11 – 12 в.в.)

Слайд 15

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 15

Сергий и Вакх. VI век

Слайд 16

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 16

Иконописные типы изображения:
Богородицы Оранта (молительница за род человеческий) – в полный рост с возведенными к небу руками с открытыми ладонями «Великая Панагия»

Слайд 17

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 17

Елеуса (Умиление) – поясное изображение, к жеке прижался младенец Христос, сидящий на левой руке.

Слайд 18

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 18

Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» начала XII в., привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году.

Слайд 19

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 19

В глазах Богородицы святая печаль. Она предвидит трагическую участь сына. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.

Слайд 20

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 20

Одигитрия (Путеводительница) – жестом благословляющая сына на крестный подвиг, младенец Христос держит свиток - знак божественного слова. Богоматерь Одигитрия Тихвинская

Слайд 21

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 21

Образ Иисуса Христа
Спаситель – Пантократор (вседержатель) – поясное изображение, в левой руке открытое Евангелие, правой багословляет верующих.

Слайд 22

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 22

Христос Пантократор. Икона. XIV в.

Слайд 23

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 23

Спас в Силах (сидит на троне, чтобы судить и карать) Образ «Спаса Эммануила» (юноша Христос) «Спас нерукотворный» (лик Христа в часы шествия к Голгофе)

Слайд 24

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 24

«Спас нерукотворный» (лик Христа в часы шествия к Голгофе)

Слайд 25

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 25

Двенадцать Апостолов (икона) Первая половина XIV в.

Слайд 26

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 26

С середины IX в. и до 1204 г. художественная культура Византии переживает «второй золотой век», в котором принято выделять два периода: Македонский (IX — первая половина XI вв.) и Комнинский (конец XI—XII вв.), названных по царствующим династиям. Огромный вклад в распространение христианского вероучения внесли просветители Кирилл (в миру Константин) и Мефодий.

Слайд 27

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 27

Характерные особенности икон: - фронтальность изображения (обращенность их к зрителю); - строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери; - высокий лоб - средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя; декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур; цвет на иконах символичен.

Слайд 28

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 28

Святой Роман Сладкопевец. Аналойная икона Успенского мужского монастыря в Иваново. Роман Сладкопевец служил в V веке при соборе святой Софии в Константинополе и прославился как автор и исполнитель кондаков — поэм-гимнов на религиозные темы.

Слайд 29

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части), слайд 29

Какое место занимают иконы в православном мире? Как икона «Владимирская Божья Матерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон? Каковы характерные особенности византийских икон?