Презентация - От мудрости Востока к европейской культуре: Библия (2 части)
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Европейская художественная культура
Мир византийской культуры
ЧАСТЬ II
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Рогудеева Лилия Анатольена
составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г.
2015 год
Амурская область, Бурейский р-он.
Слайд 2
IV. Мерцающий свет византийских мозаик.
Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре Начало XIVв.
Это искусство было известно еще с античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых. Однако византийским мастерам удалось открыть секреты их изготовления, позволяющие более полно использовать возможности сочетания света и цвета. Мозаики выкладывались на стенах и арках храмов мелкими разноцветными кубиками из камня или смальты (стеклянный сплав).
Слайд 3
Мозаики Равенны.
Добрый Пастырь. Мозаика в мавзолее Галлы Плацидии V в.
Их углубляли в поверхность под разным углом наклона. В результате рождалось
оптическое «чудо» — мозаичные изображения сияли ярким светом, внутри которого играли сотни маленьких огонечков. Наибольшего эффекта достигали мозаичные образы, сочетающие многообразие цветовых переливов с золотым фоном, символизирующим беспредельное духовное богатство небесного мира.
Слайд 4
Дворец Теодориха в Равенне. Мозаика на стене центрального нефа базилики Сант-Апполинаре-Нуово в Равенне. Строительство дворца относят к 510-520-м годам.
Слайд 5
Император Юстиниан. Императрица Феодора.
Фрагменты мозаики церкви Сан Витале. VI в.
Слайд 6
Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. VI в.
Слайд 7
Троица Ветхозаветная. Мозаика в базилике Сан Витале в Равенне. Около середины VI в.
Слайд 8
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Vв.
Слайд 9
Интерьер мавзолея Галлы Плацидии. Vв.
Слайд 10
Характерные особенности мозаики:
совершенные композиционные приемы;
декоративность;
колористические эффекты;
сопоставление контрастных цветов;
регламентация цветовой гаммы;
манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.
Слайд 11
Что такое смальта? Откуда в Византию пришло искусство мозаики? Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителей?
Слайд 12
V. Шедевры византийской иконописи.
Слайд 13
В христианских храмах были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к III-IV в.в.
Слайд 14
Ранние византийские иконы
Серапис и Исида. Створки триптиха. III век
Периоды:
Македонский (9-11 век)
Комнинский (конец 11 – 12 в.в.)
Слайд 15
Сергий и Вакх. VI век
Слайд 16
Иконописные типы изображения:
Богородицы Оранта (молительница за род человеческий) – в полный рост с возведенными к небу руками с открытыми ладонями «Великая Панагия»
Слайд 17
Елеуса (Умиление) – поясное изображение, к жеке прижался младенец Христос, сидящий на левой руке.
Слайд 18
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» начала XII в., привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году.
Слайд 19
В глазах Богородицы святая печаль. Она предвидит трагическую участь сына. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.
Слайд 20
Одигитрия (Путеводительница) – жестом благословляющая сына на крестный подвиг, младенец Христос держит свиток - знак божественного слова.
Богоматерь Одигитрия Тихвинская
Слайд 21
Образ Иисуса Христа
Спаситель – Пантократор (вседержатель) – поясное изображение, в левой руке открытое Евангелие, правой багословляет верующих.
Слайд 22
Христос Пантократор. Икона. XIV в.
Слайд 23
Спас в Силах (сидит на троне, чтобы судить и карать) Образ «Спаса Эммануила» (юноша Христос)
«Спас нерукотворный» (лик Христа в часы шествия к Голгофе)
Слайд 24
«Спас нерукотворный» (лик Христа в часы шествия к Голгофе)
Слайд 25
Двенадцать Апостолов (икона) Первая половина XIV в.
Слайд 26
С середины IX в. и до 1204 г. художественная культура Византии переживает «второй золотой век», в котором принято выделять два периода: Македонский (IX — первая половина XI вв.) и Комнинский (конец XI—XII вв.), названных по царствующим династиям. Огромный вклад в распространение христианского вероучения внесли просветители Кирилл (в миру Константин) и Мефодий.
Слайд 27
Характерные особенности икон:
- фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
- строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
- высокий лоб - средоточие духовного начала;
сияющий нимб вокруг головы;
пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
цвет на иконах символичен.
Слайд 28
Святой Роман Сладкопевец. Аналойная икона Успенского мужского монастыря в Иваново. Роман Сладкопевец служил в V веке при соборе святой Софии в Константинополе и прославился как автор и исполнитель кондаков — поэм-гимнов на религиозные темы.
Слайд 29
Какое место занимают иконы в православном мире? Как икона «Владимирская Божья Матерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон? Каковы характерные особенности византийских икон?
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: