Презентация - Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями

7,694
просмотра
Презентации / Педагогика / Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями

Текст этой презентации

Слайд 1

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 1

Алгоритм работы с семьями «группы социального риска»

Слайд 2

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 2

Под «здоровой семьей» подразумевается семья, не подверженная деструктивному психическому, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение. Отличительные признаки здоровой семьи (Всемирная организации здравоохранения): • Наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений; • Духовно- нравственное благополучие; • Медицинское благополучие; • Социально- бытовое благополучие; • Материальное благополучие; • Отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов; • Удовлетворенность браком, отношениями в нем; • Единый подход к воспитанию детей со стороны родителей, бабушек и дедушек; • Здоровый семейный образ жизни.

Слайд 3

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 3

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» редакция от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

Слайд 4

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 4

Образовательное учреждение выступает одним из субъектов межведомственного взаимодействия наряду с органами соцзащиты, органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями и т.д. (ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«) Дошкольное образование является первым и самым ранним звеном в системе общего образования в России. Именно поэтому, особая роль в выявлении семей на ранней стадии неблагополучия лежит на специалистах дошкольных учреждений и является одним из наиболее значимых условий эффективности коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки.

Слайд 5

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 5


Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется социальная работа с неблагополучными семьями, которая включает социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь. Работа строится поэтапно, в несколько шагов: ШАГ 1 . Организационный. ШАГ 2. Диагностический. ШАГ 3. Проблемный. ШАГ 4. Деятельностный. ШАГ 5. Мониторинговый. ШАГ 6. Рефлексивный.

Слайд 6

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 6

ШАГ 1. Организационный
Изучение нормативной документации (составление перечня федерального законодательства, обязательное его наличие в печатной, либо в электронной форме, а так же на сайте учреждения); Составление на основе нормативной документации локальных актов внутри образовательного учреждения (положения, приказы и пр.): Положение о Совете профилактики ДОУ; Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса; Положение о постановке и снятии с внутрисадовского учета Совета профилактики и др. Выбор и назначение Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, создание Совета профилактики ДОУ.
1. Создание нормативно-правовой базы

Слайд 7

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 7

• Конституция РФ; • Семейный кодекс РФ (01.03.1996) (ст. 54,55,56,57,58,60,61,62,63,64,65,68,69,121,122); • Гражданский кодекс РФ; • Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ с. 156; • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015) • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (редакция от 02.07.2013 № 185-ФЗ) • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (редакция от 13.07.2015) • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (редакция от 13.07.2015 N 230-ФЗ) • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (редакция от 31.12.2014) • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (редакция от 13.07.2015) • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (редакция от 23.05.2015) • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (редакция от 30.09.2015 N 273-ФЗ) • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (редакция от 31.12.2014 N 500-ФЗ) • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (редакция от 06.04.2015 N 68-ФЗ) • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (редакция от 22.12.2014 N 432-ФЗ) и др.
Перечень нормативно-правовой документации:

Слайд 8

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 8

ШАГ 1. Организационный
2. Подбор диагностического инструментария
3. Разработка методических рекомендаций
Понятие «неблагополучная семья», виды неблагополучных семей и их характеристика. Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении. Факторы социального риска семей. Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей. Признаки физического насилия Алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с данными семьями. Формы и методы работы с неблагополучными семьями. Коррекционно-развивающая работа с детьми, из неблагополучных семей. Разработка программа «Особенности работы педагога-психолога с социально-неблагополучными семьями» и др.
С методическими рекомендациями и другой необходимой документацией родители и педагоги могут ознакомиться, изучив стенд «Социальная поддержка»

Слайд 9

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 9

ШАГ 2. Диагностический
определение статуса семьи и диагностического минимума; изучение причин неблагополучия семьи
Организация диагностической работы с семьями «группы социального риска» должна проводиться: с максимальным использованием потенциала семьи на основе добровольного сотрудничества с соблюдением этических принципов.

Слайд 10

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 10

ШАГ 2. Диагностический
1. Диагностика детско-родительских отношений
Методы диагностики Методы диагностики Методы диагностики Методы диагностики
Опрос (анкетирование/ интервью) Биографический метод Тестирование, проективные и др. методики Включенное наблюдение
Анкета для родителей «Знаешь ли ты своего ребенка» Тест-опросник «Типовое семейное состояние» Сбор сведений о семье с целью создания банка данных по семьям воспитанников, изучение документов (медицинских карт, данных, поступивших от КПДН, отд. охраны детства и др.) Проективный тест Эдмиллера Э.Г. «Семейная циклограмма» Методика «Социальный портрет семьи» Посещение семьи ребенка, наблюдение за детско-родительскими взаимоотношениями педагогами группы и т.д.
Свод данных по результатам анкетирования Заполнение учетных карт, индивидуальной карты сопровождения, составление социального паспорта учреждения и т.д. Протоколы методик Составление актов посещения семьи, дневник наблюдения и др.

Слайд 11

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 11

ШАГ 2. Диагностический
2. Диагностика психического состояния ребенка
Методы диагностики Методы диагностики
Тестирование, проективные и др. методики Включенное наблюдение
Методика «Рисунок семьи» Тест Люшера Посещение семьи ребенка, наблюдение за ребенокм в ДОУ в разных ситуациях (на занятиях, в режимных моментах и др.)
Протоколы методик Составление актов посещения семьи, дневник наблюдения и др.

Слайд 12

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 12

ШАГ 3. Проблемный
1. Выявление и постановка проблемы
2. Определение сферы деятельности специалистов
Распределение специалистов в соответствии с должностными обязанностями и квалификацией для оказания необходимой помощи Составление индивидуального маршрута сопровождения семьи и ребенка
На основе Списков семей «группы социального риска» членами Совета профилактики принимается совместное решение о постановке семьи, нуждающейся в социальной поддержке и сопровождении на внутрисадовский учет Определение направлений работы с конкретной семьей, на основании данных диагностического этапа

Слайд 13

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 13

Распределение функциональных обязанностей сотрудников ДОУ в отношении воспитанников и их семей, находящихся с социально опасном положении.
№ Функциональные обязанности Ответственные
1 Разработка нормативно – правовой документации, регламентирующей профилактическую работу с семьёй Заведующий ДОУ
2 Контроль за качеством исполнения проводимой профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении Заведующий ДОУ
3 Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченный, заведующий
4 Курирование деятельности специалистов по работе с «семьями группы риска» Уполномоченный
5 Знакомство педагогов с нормативно - правовой базой по проблеме защиты прав детства, повышение уровня педагогического мастерства в этой области через разнообразные формы работы Уполномоченный
6 Ведение необходимой учетной документации (индивидуальная карта сопровождения, учетная карточка семьи и др.). Постановка на учет внутри ДОУ и представление на снятие с учёта Уполномоченный
7 Ведение пропаганды правовых знаний среди родителей воспитанников, привлекая их к участию в мероприятиях ДОУ Уполномоченный, старший воспитатель
8 Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации Уполномоченный, старший воспитатель
9 Диагностика воспитанников, семей. Выступление на родительских собраниях, проведение семинаров, консультаций. Педагог-психолог

Слайд 14

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 14

Распределение функциональных обязанностей сотрудников ДОУ в отношении воспитанников и их семей, находящихся с социально опасном положении.
№ Функциональные обязанности Ответственные
11 Контроль за посещением ДОУ детьми без уважительных причин. Контроль за посещением родителей родительских собраний. Посещение семей на дому. ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей; Сбор сведения о семьях для социального паспорта. (Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.) Привлечение родителей к деятельности группы и ДОУ. Воспитатели
12 Осуществление медицинского осмотра ребёнка на предмет исключения жестокого обращения; Участие в посещении семьи; Обеспечение своевременной диспансеризации воспитанников. Медицинская сестра
13 Организация рейдов в неблагополучные семьи Уполномоченный, воспитатели
14 Обеспечение учёта и анализа информации о деятельности ДОУ в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений воспитанников. Уполномоченный, члены комиссии СП
15 Участие в деятельности Совета по работе с неблагополучными семьями. Весь педагогический коллектив ДОУ
16 Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.). Весь педагогический коллектив ДОУ
17 Оформление протоколов заседания Совета профилактики, ведение журнала Секретарь СП

Слайд 15

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 15

Взаимодействие специалистов в работе с семьями «группы социального риска»
Ребенок “Группы риска”
Родитель, законный представитель
Заместитель заведующего по ВМР
Психолог
медицинский работник
Совет профилактики
Заведующий ДОУ
ОпДН
КпДН
Уполномоченный УОП
Родитель, законный представитель
Заведующий ДОУ
Ребенок “Группы риска”
Старший воспитатль

Слайд 16

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 16

ШАГ 4. Деятельностный
Системная коррекционно-развивающая работа на основе составленного индивидуального маршрута (плана) сопровождения семьи и ребенка
Кто проводит (ответственный) Форма работы Цель Краткое содержание Сроки
Работа с ребенком Работа с ребенком Работа с ребенком Работа с ребенком Работа с ребенком
         
Работа с родителями Работа с родителями Работа с родителями Работа с родителями Работа с родителями
         
Примерная форма плана сопровождения специалистами ДОУ семьи воспитанника группы № __ «___________» __________________ /ФИО ребенка/.

Слайд 17

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 17

ШАГ 4. Деятельностный
В системную работу по социальному сопровождению семей «группы риска» входят:
консультации для педагогов и родителей; разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей» и т.п.; заседания Совета профилактики с приглашением родителей из неблагополучных семей; рейды в неблагополучные семьи (частота рейдов согласно положению); сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др.; ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей; совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи; совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения; организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.).

Слайд 18

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 18

ШАГ 4. Деятельностный
Деятельность Совета профилактики (СП) (согласно Положению о Совете профилактики): Состав СП утверждается приказом руководителя, в него входят: Заведующий МБДОУ Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса Старший воспитатель Представитель совета родителей Педагог-психолог Медицинская сестра
Заседания СП проходят не реже 3 раз в год.
3. На СП приглашаются родители несовершеннолетнего ребенка (составляется Вызов, родители ставят подпись о получении Повестки о явке на СП определенным числом).
4. Деятельность СП оформляется в следующих документах: Приказ о создании СП, Положение, Журнал протоколов заседаний и др.

Слайд 19

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 19

ШАГ 5. Мониторинговый
1. Отслеживание полученных результатов
2. Определение дальнейших форм работы с семьей
Проведение контрольной диагностики Выполнение качественного и количественного анализа результатов проведенной работы, с целью выявления ее эффективности.
Выявление изменений в функционировании семьи после проведенной работы Определение дальнейших форм работы с семьей группы риска с учетом плюсов и минусов проведенной ранее работы

Слайд 20

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 20

ШАГ 6. Рефлексивный
1. Выработка оптимальных путей реализации проблемы
2. Коррекция дальнейшего сопровождения
Осуществляется на основе анализа эффективности проведенной работы
Организация деятельности специалистов для осуществления более эффективного психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» с учетом выявленных недостатков в работе с опорой на сильные стороны.

Слайд 21

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 21

Формирование информационного банка данных
Диагностика и классификация семей группы риска
Планирование работы с привлечением специалистов ДОУ
Оказание специальной помощи семьям группы риска
Социально-информационная помощь
Социально-правовая помощь
Социально-экономическая помощь
Социально-психологическая помощь
Медико-социальная помощь
Социально-педагогическая помощь
Информация о пособиях и льготах
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Правовое просвещение
Правовое воспитание детей
Контроль над соблюдением прав ребенка
Содействие в получении пособий
Контроль над обстановкой в семье
Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ
Диагностика здоровья
Медико-социальный патронаж
Психологическая диагностика и поддержка
Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ
Участие в конкурсах и выставках
Индивидуальное консультирование родителей
Коррекционные занятия с детьми
Совместные праздники и развлечения
Индивидуальные консультации специалистов ДОУ
Посещение семьи
Алгоритм работы с семьями группы риска в МБДОУ № 42

Слайд 22

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 22

Таким образом, на каждого ребенка заводится папка, включающая в себя следующие документы:
Акт обследования материально-бытового положения семьи Соглашение родителей (законных представителей о постановке на внутрисадовский учет) Представление о постановке на внутрисадовский учет Учетная карточка семьи Индивидуальная карта сопровождения семьи План сопровождения специалистами ДОУ семьи воспитанника Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (отразить семейные взаимоотношения) Акты каждого посещения семьи Письма в органы КПДН и Охраны детства Дневник наблюдения за семьей, находящейся в социально-опасном положении (на всех детей, состоящих на учете)

Слайд 23

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 23

Папка «Деятельность ДОУ по работе с семьями «категории социального риска» включает в себя следующие документы:
Нормативно-правовая база Должностная инструкция уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса Приказ о создании Совета профилактики (назначается уполномоченный, состав и т.д.) Положение о Совете профилактики Положение о постановке на внутрисадовский учет График работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса План работы Совета профилактики Социальный паспорт учреждения Дневник наблюдения Журнал обращений к уполномоченному Журнал регистрации протоколов заседания Совета профилактики, протоколы заседаний совета. Отчеты о работе совета профилактики, о работе уполномоченного.

Слайд 24

Алгоритм работы по социально неблагополучными семьями, слайд 24

Спасибо за внимание!
Сохраним ребенку счастливое детство!