Презентация - Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода

1,563
просмотра
Презентации / Педагогика / Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода

Текст этой презентации

Слайд 1

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 1

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода Кириллова Н.Н. МБОУ НШ с.Васильевка, Измалковского района, Липецкой области

Слайд 2

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 2

Системно-деятельностный подход-
это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения

Слайд 3

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 3

Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников: ∙ дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме; ∙ у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки; ∙ дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Слайд 4

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 4

Основные принципы:
∙ деятельности ∙ системности ∙ минимакса ∙ психологического комфорта ∙ вариативность ∙ творчества

Слайд 5

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 5

Принцип психологического комфорта
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Слайд 6

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 6

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Слайд 7

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 7

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.)

Слайд 8

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 8

В раннем возрасте комфортные условия создают родители

Слайд 9

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 9

В начальной школе комфортные условия создаёт учитель

Слайд 10

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 10

Слайд 11

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 11

Включение в структуру урока элементов системно-деятельностного подхода.
I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». • 1-2 минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение детей в деятельность; • выделение содержательной области. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи; • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», и т. п.)

Слайд 12

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 12

II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Слайд 13

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 13

Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Слайд 14

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 14

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

Слайд 15

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 15

V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Слайд 16

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 16

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Слайд 17

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 17

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. • 7-8 минут; • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

Слайд 18

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 18

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты; Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания?

Слайд 19

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 19

Пути , способствующие эмоциональному комфорту

Слайд 20

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 20

Слайд 21

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 21

Средства поддержки эмоционального комфорта
Игры и упражнения(этюды)
Музыкальные произведения и произведения живописи

Слайд 22

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 22

Театр и театральная деятельность

Слайд 23

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 23

Чтение художественной литературы

Слайд 24

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 24

Общение с природой

Слайд 25

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 25

Физические упражнения и физкультминутки(пальчиковая и дыхательная гимнастика)

Слайд 26

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 26

А главное - учитель: чуткий, добрый, приветливый, находящий время для общения с каждым ребёнком, оптимист

Слайд 27

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 27

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ. Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом! Удачи Вам в работе и творческих успехов!

Слайд 28

Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода, слайд 28