Презентация - Иммануил Кант и его концепции
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Иммануил Кант и его концепции
Пятигорск - 2017
Образцова Е.С.
Верминская И.В.
Слайд 2
Введение
К середине XVIII в. эмпирики и рационалисты сражались друг с другом без решающего успеха с чьей-либо стороны. В это время Кант попытался разрешить этот конфликт и вывести философию из того глухого тупика, в который она зашла. Его великая работа «Критика чистого разума» перевернула философию, изменив наше понимание познания, сознания, собственной личности и отношения между тем, что мы знаем, и способом, каким существуют вещи.
Слайд 3
Биография
Иммануил Кант(22 апреля 1724 — 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Он родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь.
Слайд 4
В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
Слайд 5
Три задачи Канта
что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); За этими задачами должна была последовать четвёртая — что такое человек?
Слайд 6
Фундаментальные философские работы, написанные Кантом
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология) «Критика практического разума» (1788) — этика «Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Слайд 7
Этапы творчества
I этап (1747—1755 годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Слайд 8
Критика чистого разума
1
Слайд 9
1.1. Познание
Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие и окружающий мир. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум.
Слайд 10
Неразрешимые противоречия обнаруженные Кантом :
Тезис
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых.
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.
Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего.
Антитезис
Мир не имеет начала во времени и безграничен. В мире нет ничего простого.
Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.
Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.
Слайд 11
С появлением в свет его «Критики чистого разума» догматической метафизике приходит конец. Но приходит ли конец философии как таковой в ее стремлении ответить на важнейшие мировоззренческие вопросы, стоящие перед человеком? Кант отвечает на этот вопрос однозначным «нет»: «На чем я основываю эту надежду? – Я отвечаю: на неотвратимом законе необходимости...».
Слайд 12
1.2. Три понятия и структура знания
В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание;
априорное знание;
«вещь в себе».
Слайд 13
Кант выделяет также два типа суждений:
аналитические суждения – только поясняющие и не прибавляющие ничего к содержанию познания; синтетические суждения, то есть суждения, расширяющие наши познания.
Слайд 14
При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии;
внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.
Слайд 15
В «Трансцендентальной диалектике» Кант анализирует такие трансцендентальные идеи разума как:
психологическую идею;
космологическую идею;
теологическую идею.
В первом случае Кант приходит к выводу, что субстанциальность имеет значение при рассмотрении отношения души к возможному опыту.
Слайд 16
1.3. Учение о категориях
Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее.
Слайд 17
Кант выделяет 12 категорий и делит их на 4 класса по 3 в каждом.
Категории количества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение Категории отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействия Категории модальности Возможность и невозможность Существование и не существование Предопределённость и случайность
Слайд 18
Мораль и суждение
2
Слайд 19
2.1. Критика практического разума
Главные вопросы «Критики практического разума»:
Какой должна быть мораль?
Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Выводы:
чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие;
мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
Слайд 20
Гипотетические императивы выступают как правила искушенности, когда отнесены к определенным целям; советы предосторожности. В настоящее время категорический императив понимается:
человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
Типы императивов: гипотетический и категорический.
Слайд 21
2.2. Критика способности суждения
В этой книге Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике;
целесообразности в природе; целесообразности духа.
Слайд 22
Кант выделяет две проблемы эстетической способности суждения.
Прекрасное не может быть объективным свойством вещей, оно рождается из отношения субъекта к объектам, точнее, из отношения объектов к нашему чувству наслаждения, приписываемому самим предметам. Прекрасное это то, что нравится по вкусовому суждению, и можно говорить о четырех его характеристиках. Каково основание эстетической способности суждения? – Свободная игра и гармония наших духовных способностей, фантазии и интеллекта. Суждение вкуса, таким образом, возникает в результате игры познавательных способностей.
Слайд 23
Социально-политические взгляды
3
Слайд 24
Основные Социально-политические взгляды И. Канта:
философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону;
был сторонником распространения демократии и правового порядка;
осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир».
Слайд 25
Человек для Канта
Человек для Канта – это высшая ценность, личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его.
Слайд 26
Отношения между государствами
В этом учении Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым.
Слайд 27
Иммануил Кант:
дал объяснение возникновению Солнечной системы;
выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека;
выдвинул учение о категориях;
сформулировал моральный закон;
выдвинул идею о «вечном мире» в будущем;
природа имеет свою историю во времени, а не вечна и неизменна;
природа находится в постоянном изменении и развитии;
движение и покой относительны;
все живое на земле, в том числе и человек, – результат естественной биологической эволюции.
Слайд 28
Заключение
Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой и изучение человеческих возможностей.
Слайд 29
Источники:
Вольф, Р.П. О философии М.: Аспект Пресс, 1996. Зеленов, Л.А. История и философия науки М.: Флинта: Наука, 2008. Иммануил Кант. Критика чистого разума М. : Эксмо, 2007. История философии: Запад – Россия – восток (книга вторая: Философия XV–XIX вв.) М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1996. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2007.
Философия: учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 2002. Философский словарь. – М.: Политическая литература, 1975.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: