Текст этой презентации
Слайд 1
Влас..ный царь, гиган..ский дуб, засл..нить со..нце, звез..ная ноч.., ужас..ный враг, вя..кое б..лото, чудес…ный клубок.
Запишите под диктовку словосочетания. Отметьте орфограммы.
Слайд 2
Вспомните!
- Какой раздел русского языка изучает звуки речи?
- На какие две группы делятся все звуки речи?
- Какие буквы обозначают два звука?
- Какие звуки называются согласными?
- Все ли согласные звуки имеют пару по твердости/мягкости?
- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.
- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие. - Перечислите шипящие звуки русского языка.
Слайд 3
Что объединяет выделенные слова?
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики запереживали. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев.
Слайд 4
Буквы И, у, а после шипящих
урок в 5 классе
Слайд 5
После шипящих пишутся буквы И, У, А, и НЕ пишутся буквы Ы, Ю, Я.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И,
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У,
ЧА-ЩА пиши с буквой А.
Орфограмма.
Слайд 6
Прочитайте.
Жили два медвежонка в чаще глухой.
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил свое: «Дважды один»,
А плохой все немытый ходил.
Выпишите в столбик слова с изучаемой орфограммой (без повторов), рядом запишите транскрипции этих слов.
Слайд 7
Проверьте:
Жили (в) чаще
хороший
[жыл’и] [ч’ащ’э]
[харошый]
Почему после Ж и Ш мы слышим звук Ы, а не И?
Слайд 8
ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и идет дальше. Роща самая обыкновенная. Да только все входят в лесок, а из него никто не выходит. Уж нет ли в роще Змея Горыныча? Я не вытерпел и тоже поспешил в чудесный лес. А там всё усыпано земляникой!
Выпишите из текста по вариантам слова:
с ЖИ-ШИ с ЧУ-ЩУ
с ЧА-ЩА
Слайд 9
ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и идет дальше. Роща самая обыкновенная. Да только все входят в лесок, а из него никто не выходит. Уж нет ли в роще Змея Горыныча? Я не вытерпел и тоже поспешил в чудесный лес. А там всё усыпано земляникой!
Слайд 10
Что объединяет эти слова?
Брошюра- небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.
Жюри- собрание судей в спорте, на конкурсах.
Парашют- устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из высококачественного шелка.
Слайд 11
Прыгать с парашюта.
Прыгать с парашютом.
Как правильно сказать?
С ЧЕМ? (Тв. П.)
Слайд 12
ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ.
Запишите в словарик!
Слайд 13
Вставьте гласные после шипящих и распределите по колонкам.
Параш..т, ж..знь, ж..ри, отч..яние, брош..ра, снеж..нка, ш..ло, ч…й, ч..вство, ч..довище, площ..дка, ч..ть-ч..ть.
и а у ю
Слайд 14
Проверь себя:
и а у ю
жизнь, снежинка, шило отчаяние, площадка,
чай чувство, чудовище, чуть-чуть парашют, жюри, брошюра
Слайд 15
Запишите слова с орфограммой
«И, У, А после шипящих»,
которые увидите на картинках.
Отметьте орфограмму.
Диктант в картинках
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Проверь товарища:
Часы,
чашка,
жираф,
туча,
чайник,
щука,
роща,
щавель,
кувшин,
чайка.
Слайд 27
Упр. 50
Домашнее задание