Презентация - Причастие как часть речи
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
ТЕМА
Причастие как часть речи
Слайд 2
ЦЕЛИ УРОКА:
Дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам.
Слайд 3
Прочитайте текст:
Школьная примета Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели. Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху. Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.
(Ф. Нестеров) Какое настроение навевает текст?
Какова тема текста?
Найдите олицетворение?
Объясните орфограммы в тексте.
Слайд 4
Школьная примета Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели. Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху. Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень. (Ф. Нестеров)— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка. Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите более удачный вариант.
Слайд 5
— Какой частью речи является слово пожелтели?
— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.
— Что обозначает глагол?
— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?
— Каково её значение?
— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?
— От какого слова образовано пожелтевшие?
— На какой вопрос оно отвечает?
— Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях
Слайд 6
— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— временный?
— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожелте, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).
— Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие! (прошедшее время)
— Что же называется причастием? Сделаем вывод.
ПОЖЕЛТЕВШИЕ — от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ причастие глагол Чтение параграфа учебника.
— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.
Слайд 7
Закрепление изученного материала
Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Запишите под диктовку группы слов, подчеркните в них нужное слово, докажите, пользуясь правилом, почему вывыбрали именно его. - Стройка, строящий, строили, построй; - передать, передавая, передаваемый, передали; - двигает, движимый, двигательный, движок; - пилящий, пилить, пилка, выпиливать.
Слайд 8
Задание 2. Игра. Я называю любое существительное (например, снег), вы подбираете и записываете к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия. Например: снег. чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий рыхлый сыплющий
Слайд 9
Задание 3. Запишите предложения, выберите предложения с причастиями. По небу катится тонким колесом позолоченный месяц. Солнце позолотило крыши домов. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного челока. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. В этом году сад особенно разросся. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. Уж небо осенью дышало. Определите время причастий.
Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся
Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?
Слайд 10
Выводы по уроку:
— Что называется причастием?
— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?
— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?
Запись в тетради
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - признак предмета
ПРИЧАСТИЕ - признак действия
ГЛАГОЛ - действие предмета
Слайд 11
Домашнее задание Выучить правило, упр. 53.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: