Презентация - Работа со словарными словами на уроках русского языка
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Работа со словарными словами на уроках русского языка
Мастер-класс
Пасынок Юлии Юрьевны,
заместителя директора по УВР,
учителя начальных классов
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска
Сахалинской области 2016
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Слайд 2
Работа в группах«Изучение словарного слова»
2
Определите содержание работы над выбранным словарным словом. 2. Составьте модель изучения словарного слова. 3. Представьте свой проект работы над словарным словом.
Слайд 3
Словарная работа на уроках русского языка
3
Слайд 4
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка
4
Слайд 5
Изучение словарных слов во 2 классе
5
карандаш тетрадь пенал русский язык класс товарищ ребята девочка ветер мороз иней коньки суббота
Москва Родина город деревня фамилия дежурный учительница учитель ученик посуда молоко одежда пальто платок сапоги
ягода капуста урожай береза осина завод машина работа рабочий народ лопата корова собака медведь медведица лисица заяц
хорошо весело быстро скоро вдруг петух сорока ворона воробей соловей
Слайд 6
6
ТОЛКОВАНИЕ ЛЕКСЕМЫ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
РАБОТА С СИНОНИМАМИ
РАБОТА НАД АНТОНИМИЕЙ
РАБОТА НАД ФРАЗЕОЛОГИЕЙ
Этап первичного восприятия группы слов
Закрепление правописания слов
Творческая деятельность
исследовательская деятельность;
моделирование лексических отношений и структур;
конструирование;
критический анализ;
творческие работы;
составление собственных словариков.
Слайд 7
7
ТОЛКОВАНИЕ 1.Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и
короткими толстыми ногами.
2.Перен. О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем,
неловком человеке.
ЭТИМОЛОГИЯ МЕДВЕДЯ так назвали потому, что он знает, ВЕДАЕТ, найти в лесу МЕД.
МЕДВЕДЬ - МЕД, ВЕДАЮЩИЙ = знающий, где есть
мед.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА медведюшка медвежонок
медведиха медвежий
медведица медвежатник
СИНОНИМЫ Косолапый Мишка косолапый
Мишка Топтыгин
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ – отсутствие музы-
кального слуха. МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА – неумелая услуга, причиняющая только неприятность.
ЗАГАДКИ Летом бродит без дороги Летом наедается,
Между сосен и берез, Зимой высыпается.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
ПОСЛОВИЦЫ И
ПОГОВОРКИ 1.Медведя бояться, так в лес не ходить. 2.Медведь неук-
люж, да дюж. 3.Кто боится медведя, тот боится и его следов. 4.Для медведя зима – одна ночь.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и
с ней два веселых медвежонка. 2.Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на на скрипке. 3.Не умеет дятел петь, Нет у дятла слуха, Говорят, ему медведь Наступил на ухо.
МЕДВЕДЬ
Слайд 8
Индивидуальные тетради-словарики
В них ребята с каждым словарным словом отрабатывают грамматические упражнения.
8
Слайд 9
9
Слайд 10
10
Слайд 11
11
Зима
Наступила зима. За ноябрем пришел декабрь. Ударил мороз. Дети надели теплые пальто, валенки, варежки. Березы и осины нарядились в красивый снежный наряд. Скоро Новый год! В Москве поставили елки и украсили улицы к празднику. В домах пахнет апельсинами, мандаринами, конфетами. На новогодний ужин мама приготовит мой любимый салат «Оливье» и огромный пирог, откроет банку с солеными огурцами и помидорами.
В январе дети неделю будут отдыхать на каникулах, кататься на коньках и санках, ходить на экскурсии; мальчики будут играть в хоккей.
Зима – веселое время года!
Слайд 12
12
Зимний вечер
Однажды зимним вечером я решила пойти погулять. Иду себе по аллее, вокруг меня много маленьких елочек, покрытых снегом. Вдруг я услышала шорох около самой маленькой елочки. Я подошла ближе и увидела крохотное существо. Это был заяц! Около него лежали капуста и морковь (видно, кто-то его угощал). Я подошла еще ближе к нему, хотела погладить, а он испугался и убежал. Потом я подошла к другой елочке. Заяц сидел там. На этот раз он меня не испугался. Я порылась в кармане и нашла кусочек сахара, положила ему около ротика этот кусочек. Он съел его и как будто сказал мне «спасибо». Вот такая необычная встреча была у меня в зимнем лесу.
Слайд 13
13
Поход в магазин
Сегодня воскресенье. Я с родителями и сестрой еду в магазин. Папа идет в гараж за машиной и возвращается за нами. В магазин мы едем по широкому шоссе. Папа ведет машину аккуратно, потому что сейчас декабрь, на дорогах очень скользко.
В магазине каждый из нас выбирает что-нибудь на свой вкус. Папа покупает огромный набор инструментов, мама – красивое желтое пальто, сестра – новую книгу о Москве, а я – альбом и цветные карандаши.
Мы подходим к кассе и оплачиваем наши покупки. Возвращаемся домой довольные. За обедом мы обсуждаем, как прошел день.
Слайд 14
Работа в группах«Изучение словарного слова»
14
Составьте новую модель изучения словарного слова. 2. Сравните свои проекты. Что изменилось?
Слайд 15
15
Слайд 16
Спасибо за внимание
16
Слайд 17
Источники:
17
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы»: развивающий и образовательный потенциал http://www.uchportfolio.ru/articles/read/657
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 2 класс. - Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ. – 2004
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 3 класс. - Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ. – 2004
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс .- Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ. – 2004
Пасынок Ю.Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами (Серия «Я иду на урок»), 1 – 4 классы. - М.: Изд-во «Первое сентября». – 2005
Пасынок Ю. Ю. Резервы речевого развития учащихся школы первой ступени // Развитие содержания образования в Южно-Сахалинске. – Ю.-Сах.,2002. – С. 120 – 124.
Пасынок Ю. Ю. Система лексической работы в развитии речи младших школьных // Материалы 18 областных педагогических чтений. – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2001. – С. 85 – 86.
Пасынок Ю. Ю. Система лексической работы в развитии речи младших школьников // Сахалинская молодежь и наука. – Ю.-Сах.: Изд-во СахГУ, 2001. – С. 74 75.
Пасынок Ю.Ю. Система обогащения речи младших школьников лексическими средствами // Сахалинское образование – 21 век. – 23 апреля 2001. – С. 37 – 39.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: