Презентация - Разработка современного урока русского языка в игровой форме
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема работы: «Разработка современного урока русского языка в игровой форме»
Спахова Галина Викторовна учитель русского языка и литературы.
Слайд 2
ВВЕДЕНИЕ
Хотим представить вашему вниманию урок в игровой форме по теме: «Повторение местоимения». В котором необходимо уметь находить местоимения в речи и правильно их употреблять, объяснять синтаксическую роль местоимений в предложении, распознавать приставки и определять морфологические признаки. Во всякую игру входит умение координировать своё поведение с поведением других. Игра является первой школой мысли для обучающихся. Вводя в игру известные правила, ставя задачи достижения определённых целей, напрягаются все инстинктивные возможности и интерес доходит до высшей точки.
Слайд 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ход урока.
I. Опрос домашнего задания. Представление своих визитных карточек с иллюстрациями.
Он не помнит ничего. Визитная карточка №1.
Ни с кем не спутаешь его. Опаздывает иногда –
Не извинится никогда.
Он никому не улыбается
И ни к кому не обращается. **********
Она ни в чём не сомневается,
Ни с кем нигде не пререкается.
На веру ничего не принимает Визитная карточка № 2.
И никому ведь не надоедает.
Ей некогда о прошлом сожалеть,
Никак ничем не хочется болеть. *********
Он ничего не понимает,
Ни о ком не вспоминает, Визитная карточка № 3.
Ни о чём не рассуждает,
Ничем мозги не напрягает.
Ведь никто ещё не знает,
Что он поёт и сочиняет. *********
Ничем не похожа она на других. Визитная карточка № 4.
И не с кем сравнить,
Ведь нигде нет таких.
Пусть некто позлится
И нечто приснится –
Она никого никогда не боится.
Слайд 4
II. Вспомнить правила.
Что такое местоимение?
Какие бывают разряды местоимений? Примеры.
Правописание неопределённых и отриц. местоимений. III. Игра « Говорите по-русски.»
Найдите грамматические ошибки и предложите
правильные варианты.
Ихний ребёнок много читает.
У ней хорошее воспитание.
Больной попросил медсестру налить себе воды.
У её много проблем.
Мы пошли к им в гости.
Каждый уговаривал меня поехать к себе. Учитель. Чтение лингвистической сказки о местоимении.
Слайд 5
Понятие о местоимении
1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Я знаю, кто вы были.
(М. Лермонтов)
2. Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. 3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Постоянные морфологические признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
Слайд 6
Разряды местоимений
Личные
Возвратное
Притяжательные
Вопросительные
Относительные
Неопределенные
Отрицательные
Определительные
Указательные
Слайд 7
Личные местоимения
Я, ты, мы, вы, он(она, оно), они.
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (И. п. – я, а в Р.п. – меня)
Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне.
Местоимения 3-го лица ОН изменяется по родам: она, оно. После предлогов появляется Н (у него, возле них, около неё)
Местоимения ТЫ, ВЫ могут обозначать не определенного человека, а любое лицо
Слайд 8
Возвратное местоимение
Себя
Возвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет И.п., рода и числа.
Слайд 9
Притяжательные местоимения
Мой, твой, наш, ваш, свой Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные Формы Р.П. личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности. Местоимения вы, ваш используется как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
Слайд 10
Указательные местоимения
Местоимения тот, этот. такой изменяется по родам. падежам и числам. Местоимения таков изменяется по родам и числам
Слайд 11
Определительные местоимения
Сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой Указывает на обобщенное качество предметов. Они изменяются по родам, падежам и числам.
Слайд 12
Отрицательные местоимения
Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей
Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не – и ни – Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Приставка не – всегда ударная, приставка ни – безударная.
Изменяются по падежам, местоимения некого, нечего не имеют И.п.
Слайд 13
Вопросительные местоимения
Кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков? Они служат для выражения вопроса. Вопросительное местоимение который употребляется в выражении который час. Местоимения кто и что не изменяется по родам и числам
Слайд 14
Неопределенные местоимения
Некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то Данные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества. Изменяются, кроме некто и нечто, по падежам. Некоторые изменяются по родам и числам.
Слайд 15
Относительные местоимения
Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков Если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного.
Относительные местоимения могут быть разными членами предложения
Слайд 16
НЕ и НИ
Если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно. Ни у кого. Не с кем.
Слайд 17
Правила написания
В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находиться под ударением и пишется слитно (несколько).
Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно (кто-нибудь, кое-кто, кое у кого).
Слайд 18
IV. Устные тренировочные упражнения.
Учимся находить местоимения в текстах
А.С.Пушкина. №1. Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я. №2. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. №3. Свободы друг миролюбивый, В толпе красавиц молодых Я, равнодушный и ленивый, Своих богов не вижу в них. №4. Наконец и в путь обратный Со своею свитой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала.
Слайд 19
V. Отгадайте загадки про слова, состоящие из местоимений.
1. Когда местоимения бывают чистыми? ( Когда они вы-мы-ты.)
2. Что мешает водителям на дорогах? ( Я-мы.)
3. Первое светит машине в пути, 4.Какое местоимение может работать пристав-
Чтоб в темноте ей дорогу найти. кой?
Местоимением служит второе, (мест. ВЫ . Выпечка, вы-
В тексте заменит вам имя мужское. ходить, выбегать, выгля-
В Древнем Египте целое было, дывать.)
Всеми людьми там руководило.
(Фара + Он = Фараон.)
VI. Физкультурная пауза. Делают упражнения.
Живу я всех выше,
На солнечной крыше, Там домик хорошенький мой.
На чашечку чаю
Я вас приглашаю,
Варенье несите с собой.
О ком говорилось? Сколько местоимений было в тексте?
( Карлсон.) ( 7 местоимений.)
Слайд 20
VII. Весёлая игра на внимание по местоимениям.
« Я - не Я»
- Кто любит шоколад ?
- Я !
- Кто любит мармелад ?
- Я !
- Кто любит груши ?
- Я !
- Кто не моет уши ?
- Не я !
- Кто любит гранат ?
- Я !
- Кто любит виноград ?
- Я !
- Кто любит урюк ?
- Я !
- Кто не моет рук ?
- Не я !
- Кто хочет банан ?
- Я !
- Кто упрямый, как баран ?
- Не я !
- Кто хочет кока-колу ?
- Я !
- Кто вымоет всю школу ? - Не я !
Слайд 21
« Он – она»
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас!
Он морж – она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он бык – она …
Ну, конечно же, корова,
Поиграем, дети снова!
Он тигр – она тигрица,
Он осёл – она ослица,
Он козёл – она …
Ну, конечно же, коза,
За повтор игры все «за»!
Ёж он – она ежиха,
Бобр он – она бобриха,
Конь он –она …
Ну, конечно же, лошадка,
Всё у нас пока что гладко!
Он бегемот – она бегемотиха,
Он кашалот – она кашалотиха,
Он баран – она …
Ну, конечно же, овца,
Доиграли до конца!
Слайд 22
VIII. Грамматическая коварная диктовка. (У доски и в тетрад.)
Бегу на встречу (сущ.) я сейчас с друзьями,
Кого там встречу (гл.) , расскажу я маме.
Назвать части речи.
**********
Прочитала наша Тома
Про Незнайку все три тома.
Назвать местоимения.
********** IX. Орфографическая пятиминутка.
Ничем не удивишь, ни о чём не догадывался, поманить за собой, никаких насекомых, никого не касался, предложить кому-нибудь, чей-то шёпот, стряхнуть с него, не причинять никому зла, прикоснуться к чему-нибудь.
Найдите местоимения по их морфологическим признакам:
1) возвратное, стоит в творительном падеже ( за собой) ;
2) неопределённо-личное, стоит в дательном падеже (кому-нибудь) ;
3) отрицательное, стоит в творительном падеже (ничем) ;
4) личное, 3-го лица, единственного числа, мужского рода, стоит в
родительном падеже ( с него) .
Слайд 23
X. Словарная работа.
Записать в словарики слова : шлёпанцы, этикетка. ( слова заимствованные, оформлены на печатных листах через компьютер.)
Составить с ними предложения (письменно). XI. Весёлая этимологическая викторина. Шлёпанцы – это : А. сердитые родители, которые часто шлёпают своих детей; Б. приспособления для битья мух; В. домашняя обувь с открытой пяткой. Найти местоимение в слове ШЛЁПАНЦЫ. (НАШ - притяж.) Этикетка – это : А. дама, которая соблюдает все правила этикета; Б. ярлычок с фабричным ,торговым клеймом, надписью. Найти местоимение в слове ЭТИКЕТКА. (Эти – указат.)
Слайд 24
XII. Игра «Агентство Шерлока Холмса.» Операция № 1. Вставьте в кроссворд подходящие существительные. Операция № 2.
Найдите местоимения, которые
«спрятались» в существительных.
Картина №1 – цветы.
Картина №2 - деревья.
Картина №3 - мышь.
Картина №4 - почтальон.
Картина №5 - самолёт.
Картина №6 - таблетки.
Где «спрятались» местоимения?
и х
и х
и х
и х
и х
ш у м и х а
в и х р ь
ш т р и х
п р и х о т ь
л и х а ч
Слайд 25
XIII. РЕЗЕРВ.
Групповое задание ( по карточке на парту). Забияка был тот ёж, Лез ко всякой роже; Он на щ…тку был похож И на муфту тоже. У ежа с такой душ…й
Друг был закадыч…ный,
П…росёнок небольш…й,
Но вполне пр…личный. Вставьте пропущенные буквы, определите разряды всех местоимений,
сделайте морфологический разбор местоимения такой. XIV. Выставление оценок за оформление визитных карточек и работу на уроке. XV. Домашнее задание.
Повторить все правила и составить кроссворд из местоимений.
Слайд 26
Морфологический разбор
Устный разбор (К)кому-то – местоимение. Во-первых. указывает на предмет: принесли (к кому?) (к) кому-то. Начальная форма – кто-то. Во-вторых, имеет постян. морфологический признак – неопределённое.
Здесь употреблено в дательном падеже – это непостоянный признак.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Письменный разбор
I. (К)кому-то – мест.
Принесла (к кому) (к) кому-то. Н.ф. – кто-то.
II. Пост. – неопредел.; непост. – в д.п.
III. К кому? к кому – то (принесла)
Слайд 27
Спасибо за урок!Всем удачи!
Слайд 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игры на уроках организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением сложных задач, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения. Интересный урок способен захватить обучающегося, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность – вот что делает современный урок русского языка интересным и способствует организации внимания.
Слайд 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дидакт. материалы к урокам рус. языка. Полежаева Е.А. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2009 год.
2. Новые загадки про слова. Агеева И.Д. Москва, Творческий центр, 2010 год.
3. Пословицы, стихи и загадки о русском языке. Ушакова О.Д. Санкт-Петербург, Литера, 2009 год.
4. Толковый словарь русского языка. В.И. Ожегов.
5. Интернет ресурсы: http://basik.ru/photo_animals/hedgehog, http://images.yandex.ru.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: