Презентация - Выразительные средства лексики и фразеологии
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Е.В.Щербакова
МАОУ СОШ № 2
г.Реж
Выразительные средства лексики и фразеологии
Слайд 2
Цель:
Подготовка к успешной сдаче ОГЭ.
Слайд 3
Гипербола
Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.
Шаровары шириной в Чёрное море . (Н.В. Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Слайд 4
Метафора
Скрытое сравнение.Один предмет назван другим на основе сходства.
Ель рукавом мне тропинку завесила (А. Фет)
На нити праздного весельяНизал он хитрою рукойПрозрачной лести ожерельяИ четки мудрости златой (А.С.Пушкин)
Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры.
(М. Пришвин)
Слайд 5
Метонимия
Разновидность метафоры, употребление для называния предмета части вместо целого.
Съесть три тарелки (содержимое названо емкостью, в которой оно находится) Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)
Слайд 6
Олицетворение
Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить, чувствовать.
О чём ты воешь, ветр ночной,О чём так сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев.)
Забормотал спросонок гром.
(К. Паустовский).
Слайд 7
Эпитет
Образное определение. Определяет предмет и подчёркивает его свойства. А волны моря с печальным рёвом о камень бились.(М.Горький)
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (А.Некрасов).
Слайд 8
Сравнение
Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого. Используются сравнительные союзы (как, будто, словно, точно).
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе.
(В. Пастернак).
Слайд 9
Фразеологизм
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, слова,входящие в состав фразеологизма нельзя убрать. Фразеологизм можно заменить одним словом.
вставлять палки в колеса - мешатьбить баклуши - бездельничатьсчитать ворон - отвлекатьсясквозь розовые очки - наивнона белом свете - в миреверой и правдой - добросовестно
Слайд 10
Антитеза
Противопоставление.
Волос длинный – ум короткий. Я царь — я раб — я червь — я бог!» (Г.Р.Державин)
«Долго-ль мне гулять на свете,То в коляске, то верхом,То в кибитке, то в карете,То в телеге, то пешком?» (А.С.Пушкин)
Слайд 11
Риторический вопрос
Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя.
Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят».
Слайд 12
Риторическое обращение
Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Прощай, немытая Россия! (М.Ю.Лермонтов)
Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин).
Слайд 13
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора
(6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.
(13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился.
(19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.
(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.
Слайд 14
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.
Пусть не само, пусть его следы.
Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки.
Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.
Слайд 15
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек.
У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.
Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею.
Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос.
Слайд 16
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза.
Тогда она решилась и остановила машину.
Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.
Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.
Слайд 17
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Слайд 18
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png тетрадь http://energyru.com/vector-clipart/objects-and-things/226-svitki-pero-chernilnica-i-knigi-v-vektore.html чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10da/0_a8af5_549a1244_XL.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10db/0_a8b06_ba691d72_XL.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/28257045.10db/0_a8b1a_e5c00db1_XL.png
зеленые ленточки
http://papillondereve.p.a.pic.centerblog.net/5f5774e4.png бабочка
http://www.ailona.ru/_ph/97/725785527.png
зеленое перо
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/119/884/119884770_1__885_.png
http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/18/10686515.png
http://www.stihi.ru/pics/2010/11/18/2414.gif
https://cdn0.iconfinder.com/data/icons/large-weather-icons/512/Thunder.png
http://s2.pic4you.ru/allimage/y2013/05-15/12216/3461669.png
http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/24/17970932.gif
http://smiles24.ru/data/smiles/smiles-v-ochkah-240.gif
http://dragunkin.ucoz.ru/
http://www.starhorse.narod.ru/gif/65.gif
http://justclickit.ru/flash/anim/anim%20(487).gif
Интернет – ресурсы:
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: