Презентация - Урок-обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика»
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Урок - обобщения и систематизации знаний по теме «Лексика» 5 класс
Слайд 2
Задачи урока:
Повторить основные понятия лексики: омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова;
Проверить степень усвоения учащимися темы;
Пополнить словарный запас детей новыми синонимами, антонимами и омонимами.
Слайд 3
Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие по галактике «Лексикандия». Мы побываем на разных планетах этой галактики. Но сначала нужно повторить все слова-термины, которые изучались в разделе «Лексика».
Слайд 4
Все слова языка. Раздел лингвистики, изучающий лексику. Слова, имеющие одно значение. Слова, имеющие несколько лексических значений. Слова с переносным значением. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Слова, близкие по значению. Слова, противоположные по значению.
Слайд 5
Все слова языка. (Лексика) Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология) Слова, имеющие одно значение. (Однозначные) Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные) Слова с переносным значением. (Метафоры) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы) Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. (Омофоны) Слова, близкие по значению. (Синонимы) Слова, противоположные по значению. (Антонимы)
Слайд 6
Итак, теперь можно отправляться в путешествие. Первая наша остановка – планета «Словарьландия»
Слайд 7
Повелитель этой планеты устроил для вас, ребята, испытания. Справитесь, и вход будет открыт.
Слайд 8
Правила работы со словарями. - Как вы определите по словарной статье, многозначное слово или однозначное? - А прямое и переносное значение слова? - Какие словари помогут подобрать к словам синонимы, омонимы, антонимы?
Слайд 9
Пользуясь словарями, приведите примеры: I группа – многозначных слов, II группа – синонимов, III группа – омонимов.
Слайд 10
Молодцы! Теперь ворота этой планеты для вас всегда открыты. Но пора снова в путь.
Слайд 11
- Смотрите, вдали виднеется какая-то планета. Посмотрите, она называется «Синонимбург». Приземляемся!
Слайд 12
А здесь нас ждет новое задание. Все жители этой планеты – синонимы, и живут они группами-семьями в отдельных домиках. Но накануне по планете пронесся ураган и все перепутал. Они просят нас помочь найти свои семьи.
Слайд 13
Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.
Отважный, гигант, бояться, неустрашимый, холод, храбрый, мороз, стужа, великан, титан, трепетать, опасаться, робеть, смелый.
Слайд 14
Великан – гигант – титан
Смелый – храбрый – отважный – неустрашимый
Робеть – трепетать – опасаться – бояться
Холод – мороз - стужа
Слайд 15
И с этим заданием вы справились. Жители «Синонимбурга» благодарят вас за помощь. А мы продолжаем свое путешествие.
Слайд 16
Галактика «Лексикандия» нас продолжает удивлять. Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое так и называется «Удивительные вещи». Если вы правильно определите, о каких словах идет в нем речь, то узнаете, на какую планету мы приземлимся:
Страшные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре? - Что удивительного в том, что стул не шагает, часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? Что это за слова? - Верно, ребята, это Омонимы. А приземляемся мы на планету «Омоним».
Слайд 17
Здесь живут племена двойников. Какие именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки:
Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)
В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.
(Шашки) В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. (Челн)
Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу. (Ключ)
На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)
Слайд 18
Молодцы, и здесь вы справились успешно с заданием и помогли жителям острова. Но пора отправляться в путь. Впереди еще планета «Антонимландия».
Слайд 19
Жители этой планеты предложили выполнить очень интересное задание. Они хотят проверить – знаем ли мы антонимы.
Слайд 20
Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1) бедная растительность - а) маленькая; б) скромная; в) пышная;
2) богатый опыт — а) ничтожный; б) убогий; в) скудный;
3) волшебный голос — а) божественный; б) раздражающий; в) безропотный;
4) полный ответ — а) пустой; б) частичный; в) жирный.
Слайд 21
Бедная растительность пышная
Богатый опыт скудный
Волшебный голос раздражающий
Полный ответ частичный
Слайд 22
Ребята, теперь нам пора домой!!!!!!!!!!!
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: