Презентация - Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса

2,322
просмотра
Презентации / Биология / Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса

Текст этой презентации

Слайд 1

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 1

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе. Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность» .

Слайд 2

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 2

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Ключевая компетенция образования
Научить учиться
Цели и ценности
Содержание
Для чего?
Чему?
Как?
Современное образование требует четких ответов на вопросы:
Технологии

Слайд 3

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 3

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
«найди отличия» «на что похоже?» «поиск лишнего» «лабиринты» «логические цепочки» «хитроумные решения «составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта» «работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)» «составление и распознавание диаграмм» «работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета)»

Слайд 4

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 4

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Формирование познавательных УУДов на разных этапах урока

Слайд 5

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 5

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
1. Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
УУД: самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Слайд 6

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 6

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
2. Формулирование темы урока, постановка цели
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Слайд 7

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 7

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
3. Изучение нового материала
Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий? Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро? Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников

Слайд 8

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 8

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Выполните задание:
Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты. Распределите их по следующим колонкам: А) прокариоты: Б) эукариоты:
Организмы: роза кошка кактус шампиньон стрептококк дождевой червь палочка Коха

Слайд 9

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 9

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Формы бактериальных клеток
На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы). Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер / --- Бактерии --- /
УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму

Слайд 10

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 10

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Размножение бактерий
В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий В 1 г воды – 6 тысяч бактерий Почему их так много? Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий
УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений

Слайд 11

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 11

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Питание бактерий
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи. Задание: Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему: Бактерии (по типу питания) / автотрофы гетеротрофы /
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Слайд 12

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 12

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях
В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия. Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний

Слайд 13

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 13

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
4. Закрепление нового
УУД: структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Слайд 14

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 14

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
5. Контролирующее задание
Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. Бактерии называют микроорганизмами, потому что… Бактерии, имеющие округлую форму называются… Клетки, в которых отсутствует ядро… Бактерии размножаются путем… Бациллами называют бактерии, у которых… Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических…
УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Слайд 15

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 15

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:
Термины: А) автотрофы Б) гетеротрофы В) сапротрофы Г) паразиты Д) цианобактерии Е) аэробы Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты К) фотосинтез …
Понятия: 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород 3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ 5) Бактерии, способные к фотосинтезу 6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности. 7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. 9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред 10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

Слайд 16

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 16

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Работа в парах Закончите предложения и оцените работу товарища по парте: 1)  А вы знаете, что сегодня на уроке я… 2)  Больше всего мне понравилось… 3)  Самым интересным сегодня на уроке было… 4)  Самым сложным для меня сегодня было… 5)  Сегодня на уроке я почувствовал 6)  Сегодня я понял… 7)  Сегодня я научился… 8)  Сегодня я задумался…. 9)  Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. а так же: Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Слайд 17

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 17

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий
«Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Слайд 18

Формирование познавательных УУД на уроках биологии 5 класса, слайд 18

Спасибо за внимание!