Текст этой презентации
Слайд 1
Презентация по литературе на тему:
«Николай Алексеевич Некрасов «На Волге»».
Презентацию подготовил Мурзаев Сергей Николаевич, учитель литературы
МБОУ «СОШ №136» г. Казань 2015 г.
Слайд 2
Николай Алексеевич Некрасов«На Волге»
«… но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков…»
Слайд 3
«Я призван был воспеть твои страданьятерпеньем изумляющий народ.»
Где прошло детство поэта?
Какие картины детства запали в душу будущему поэту? Как назывался его первый сборник стихов?
Каким запомнился народу Н.А. Некрасов?
Слайд 4
Из истории создания «На волге»…
Еще будучи ребенком Н.А. Некрасов услышал разговор бурлаков. Поэт передал его спустя годы, пересказав с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений… Н.Г. Чернышевский.
Слайд 5
Кто такие бурлаки?
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
И.Репин «Бурлаки на Волге»
Слайд 6
работа с текстом
Прочитаем произведение. Составим его цитатный план.
«Я… рос у берегов большой реки»
«… Трепет прежних дней я ощутил в душе моей»
«Ползли гурьбою бурлаки»
«Я убегал к родной реке»
«А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…»
«Я не узнал реки родной…»
«Ее назвал рекою рабства и тоски…»
«Чем хуже был бы твой удел. Когда б ты менее терпел?»
Слайд 7
Ответим на вопросы
Какие чувства поэта сопровождают начало стихотворения, почему меняется отношение рассказчика к родной реке?
Какое событие изменило отношение поэта к родной реке?
Какими предстают бурлаки? Какие чувства испытал мальчик увидевший впервые бурлаков? Какие слова в их разговоре поразили мальчика и показались ему непонятными?
Слайд 8
Какой смысл вкладывает Некрасов в строки: «Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?» Что общего между произведениями Н.А. Некрасова «На Волге» и картиной И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»?
Какую роль играет в произведении пейзаж?
Что печалит поэта, что возмущает его и какой смысл он вкладывает в стихотворение «На волге»? Что хочет сказать читателю?
Ответим на вопросы
Слайд 9
Какие средства выразительности использует автор?
Выпишите наиболее яркие, с вашей точки зрения, изобразительные средства языка, расположив их в таблице. Предварительно прочитайте определения эпитета, метафоры, сравнения и олицетворения
ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Слайд 10
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок стр. 187 до слов «Убитых сил, прожитых лет».
Молодцы!!!
Слайд 11
источники
Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1/ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2006.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009
Дидактические материалы по литературе: 5 класс /Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г.