Презентация - Дополнительный материал к уроку «Литература как искусство слова»
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа»Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе на тему «Литература как искусство слова»
Подготовила
Учитель МХК Трушина Светлана Юрьевна
Слайд 2
Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого.Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.
Слайд 3
Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Слайд 4
А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.
Слайд 5
Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь - живая, наглядная и красочная?
Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении:
это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства
Слайд 6
Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода)
Черные мысли
горы золота
Красная площадь, красный угол
Золотые руки, золотое сердце
Сны золотые, шёлковые ресницы
Талант расцвел
Лицо расцвело улыбкой.
Слайд 7
Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении. Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. (К. Паустовский)
Слайд 8
Среди тропов наиболее часто встречаются и используются
· Эпитеты
· Сравнения
· Метафоры
ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными
Слайд 9
Статные осины высоко лепечут над вами;
Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов
Слайд 10
В качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.
Слайд 11
Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены. Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Слайд 12
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность , изобразительность Чтобы убедиться, что в предложении есть изобразительный прием сравнение, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения
Примеры:
Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)
Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)
Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)
Слайд 13
Это точно наша улица. — здесь нет сравнения, употреблена утвердительная частица Люди видели, как он скрылся в подворотне. — здесь нет сравнения, союз как присоединяет изъяснительное Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмник. — в этих предложениях в качестве изобразительного приёма используется сравнение. Облако сравнивается с воздушным змеем, чайник — с радиоприёмником
Слайд 14
Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. А. Пушкин
Слайд 15
Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)
Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)
Слайд 16
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений(другими словами – неназванное сравнение)
Сходство может проявляться:
· По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);
· По цвету (золотой медальон – золотые кудри);
· По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
· По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
· По другим признакам…
Слайд 17
Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.
Слайд 18
Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.
… в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)
Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)
Слайд 19
Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп?
Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор- За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)
Слайд 20
Домашнее задание. Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.
Слайд 21
ИСТОЧНИКИ:
http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=B8
http://www.openclass.ru/dig-resource/27243
https://www.google.ru/search?q
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: