Презентация - Художественные промыслы России (2 части)
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема:
Художественные промыслы России. (урок №2)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна
2016 г.
Слайд 2
Проверка домашнего задания
Как классифицируется декоративно- прикладное искусство? Назовите виды ДПИ К чему относится ковка, литье, чеканка? Какие изделия изготавливают кузнецы? Назвать промысел по серебру и что он изготавливает. Что такое чернь? Каким промыслом является Кубачи? Чем знаменит Златоустовский промысел?
Слайд 3
Народное искусство имеет духовную и материальную ценность. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Расписной посудой, кружевными салфетками, резными досками, вышитыми полотенцами и другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Слайд 4
Керамика
Резьба и роспись по дереву
Лаковые миниатюры
Ткачество
Кружево
Вышивка
Ковка, литье, чеканка
Резьба по камню
Резьба по кости
Изделия из стекла
Какие промыслы сложились в России?
Слайд 5
Резьба по кости народов Севера
Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. В нашей стране издревле существует 4 косторезных школы: чукотская, тобольская, холмогорская и якутская.
Сырьем для этого промысла являются моржовые клыки, бивни мамонтов, которые при раскопках до сих пор находят в тундре, бивни слонов
Слайд 6
Мастера Чукотки используют моржовые клыки. В основном, это амулеты и бытовые изделия: наконечники, ножи, гарпуны. Интересно их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках
Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры о жизни и быте народов Севера. Среди них можно встретить и женские украшения, ножи для резки
Тобольская резьба по кости
Чукотская резьба по кости
Слайд 7
Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.
Якутская резьба по кости
Слайд 8
Холмогорская резьба по кости – один из первых русских художественных промыслов. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов.
Холмогорская резьба по кости
Слайд 9
Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.
Слайд 10
Керамика – изделия из обожженной глины.
Гжель – это один из крупнейших гончарных промыслов во всей России.
Керамика – распрост-раненный материал ДПИ. Разновидности керамики – фарфор, фаянс, майолика и терракота. На производстве этих художественных керамических изделий специализируются многие области России. Популярны изделия гжельских мастеров (Подмосковье).
Гончарное искусство Гжели
Слайд 11
На территории Гжели существовали гончарные ремесла с начала XIV в. Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого (фон), синего и голубого (сам рисунок). С середины XVIII в. гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону.
Квасник. Майолика, роспись по эмали. Гжель. Конец 18 в.
Изделия гжельских мастеров ХХ в.
Слайд 12
Рисунки гжели — сюжеты из народной жизни прошлого — катание на санях, масленица, сказочные персонажи, расти-тельные орнаменты. Узоры неповторимы, каждое изделие расписывается вручную.
Белый цвет играет роль контрастного фона. Задача художника — распределить остальные цвета, чтобы узор получился гармонич-ным. Орнамент создает общую композицию с «взвешенным» центром.
Слайд 13
Гжель – это вазы, статуэтки, игруш-ки, изделия интерьера: камины, люстры и другие изделия. Работы гжельских мастеров покоряют своей особой образностью, их отличает оригинальное решение формы изделий, великолепное мастерство росписи.
Слайд 14
Первые лаковые изделия в России относятся к XVIII в. С модой нюхать табак появляется мода на различные табакерки. В конце XVIII – нач. XIX в. появилось до десятка мастерских по изготовлению лакированных табакерок из папье-маше. Так родились древнейшие центры лаковой миниатюры России: Палех, Мстера, Федоскино, Холуй.
Лаковые миниатюры
Современные сувенирные лаковые миниатюры
Слайд 15
Лаковые миниатюры Палеха
Палехская миниатюра — на-родный промысел в п.Палех Ивановской обл. Искусство Палеха вобрало принципы древнерусской живописи и народного творчества.
Темы произведений – крестьянский труд, хороводы, тройки, битвы, песенные и исторические сюжеты, сказки, былины. Мастера сочетают жи-вописные композиции с фор-мой миниатюрных шкатулок, ларцов, тарелок, коробочек и т.д.
Палех. Морозко. Шкатулка
Палех. Тройка. Шкатулка
Слайд 16
Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов ком-позиции и их живописность;
узорчатость палатного письма;
разнообразие радужных сияний; деревья с натуральной листвой; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тон-кой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо";
фоны разных тонов (вплоть до золотых)
Палех. У родника. Пластина. 1992г.
Слайд 17
Лаковые миниатюры Федоскино
Популярные мотивы: тройки, чаепития за самоваром, сцены из крестьянской жизни. Из изделий мастеров ценились ларцы, расписанные сюжетами из картин известных художников.
Федо́скинская миниатю́ра — традиционная русская лаковая живописи на
папье-маше, сложившаяся в конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино.
Федоскино. Шкатулка. Миниатюра на сюжет картины Шишкина.
Федоскино. Тройка. Шкатулка
Слайд 18
Отличия Федоскинской живописи:
используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской - яичная темпера, реалистическая живопись, трёхслойное письмо, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, "как живые", в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется "воздух".
Федоскино. Подружки. Шкатулка.
Федоскино. Пейзаж. Шкатулка.
Слайд 19
Лаковые миниатюры Мстёры
Мстёра - большое село во Владимирской обл., в 110км от г. Владимира. Мстёрские мастера создали свой стиль лаковой миниатюры и на изделиях из папье-маше.
Сюжеты миниатюр: сказки, былины, истории. Изображение миниатюры развертывается на фоне нежных, красочных пейзажей, люди, животные, птицы — часть этого живописного пейзажа.
Мстера. Емеля на печи. Шкатулка.
Мстера. На покосе. 1944г.
Слайд 20
Отличительные черты мстёрской школы: вобрала в себя многие особенности иконописи. не используется черный лак в качестве фона. Грунтуют поверхность крышки белилами и пишут сюжеты так, что черными остаются только поля;
В конце работы поля заполняют орнаментальной каймой.
Мстера. Дубровский. Шкатулка. 1940г.
Мстера. Шкатулка.
Слайд 21
Лаковые миниатюры Холуя
Холуйская лаковая миниа-тюра зародилась в с.Холуй Ивановской обл. Миниатюры исполняют с использованием специ-альных темперных красок.
Миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Холуй. Летучий корабль. Шкатулка
Холуй. Тройка. Шкатулка
Слайд 22
Особенности Холуя:
крупный, приближённый пейзаж;
крупные и немногочис-ленные фигуры;
пропорции их удлинённые, но силуэты мягче и формы объёмнее;
рисунок проще, не так детально проработан; больше насыщенных тёмных цветов: зеленых, коричневых, синих;
контрастные сочетания тёплых и холодных тонов;
золото используется, где оно оправдано.
Холуй. Шкатулки
Слайд 23
Палех
Мстера
Холуй
Снегурочка
Сравните. Что общего? Чем различаются?
Федоскино
Слайд 24
Золотая Хохлома
Яркое явление русского народного промысла – Золотая Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII в. в Нижегородской губернии и получил название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
Слайд 25
Расписывали посуду растительным узором; простым орнаментом; травкой и ягодами на веточке и необычными цветами. Сочетание золотого, черного и красного прида-вало изделию нарядность, праздничность. Славились ковши с удобной ручкой или в форме птицы-утицы.
Развивается этот промысел и в наши дни во Владимирской и Нижегородской областях.
Ковш-утка с навесными ковшами
Слайд 26
Среди промыслов выделим еще направление финифть. Город Ростов славится финифтью – дивной росписью по эмали. Белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды как камень, а роспись на них драгоценно сияет.
Финифть
Слайд 27
Литература.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год.
http://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.html
http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gzhel.html
http://www.lacquerbox.ru/
http://promisly.ru/nhp/khokhlomskaya-rospis-semenov
http://finifty.ru/
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: