Презентация - Комплексный подход к семьям подростков «группы риска»

4,807
просмотров
Презентации / Педагогика / Комплексный подход к семьям подростков «группы риска»

Текст этой презентации

Слайд 1

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 1

Программа (в рамках курса повышения квалификации)    Тема: «Комплексный подход к семьям подростков «группы риска».
подготовила: Сизоненко О.А., педагог-психолог КГУ «Свободненской СШ» Есильского района

Слайд 2

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 2

Актуальность и концептуальные идеи программы Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств. Работа по профилактике которая направлена на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога,  работников ПДН, учреждений дополнительного образования.

Слайд 3

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 3

Проблемы: 1. Ухудшение социального положения семей в школе. 2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей. 3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы. 4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка. 5. Высокий уровень подавления и насилия. 6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей. 7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развитиям личности. 8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Слайд 4

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 4

Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.  

Слайд 5

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 5

Задачи программы Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.   Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.  Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.   Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.   Обеспечение мотивации: учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе; родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы. развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим. научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

Слайд 6

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 6

Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй. 2.Сотворчество педагогов и детей. 3.Развитие инициативы. 4.Способность педагогов к неформальному общению. 5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. 6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни. 7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

Слайд 7

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 7

Планируемые результаты
I.                   Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками. II.                Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. III.             Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками. IV.             Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

Слайд 8

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 8

Ожидаемые результаты и способы оценки
Выявление основных причин появления детей «группы риска». Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска». Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни. Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска». Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения

Слайд 9

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 9

Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы: Первый этап(5 класс) - составление программы работы с детьми «группы риска» Второй этап (6 класс) - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей). Третий этап (7 класс) – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией). Четвертый этап (8класс) – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций, подготовка детей к выпускному классу. Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления: - работа с учащимися; - работа с семьей; - работа с учителями; - организация досуга детей

Слайд 10

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 10

Работа с учащимися
Цели и задачи: - формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей; - профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков); - профилактика правонарушений; - психокоррекция; - профориентация; - пропаганда здорового образа жизни; - адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа; - создание ситуации успеха для детей асоциального поведения; - сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу; - укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.  

Слайд 11

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 11

Методы
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков); - метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью). Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)  

Слайд 12

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 12

Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.   Задачи: - привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей; - выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; - разработка основных правил семейного воспитания; - создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку; - всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей; - способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Слайд 13

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 13

Формы работы: - просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей); - психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях); - психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.  Принцип реализации работы с семьей: - анкетирование; - опрос родителей и детей; - совместные праздники; - творческие семейные выставки. Основные направления работы с семьей: - возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи; - формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий; - организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

Слайд 14

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 14

Работа с педагогами
Цели и задачи: - расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде; - дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей; - расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних. Направления организации досуга: - изучение интересов и потребностей детей данной категории; - расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей; - методическое сопровождение мероприятий досуга; - организация социально-значимой деятельности детей.

Слайд 15

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 15

Профилактика правонарушений
Беседы по факту.  Операция "Внимание, дети". Акция "Детям - заботу взрослых".  Лекции специалистов, классные часы. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями.   Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений".  Кинофильмы "Вредные привычки". Родительские собрания.  Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы. Выступления с информацией о состоянии преступности.   Профилактика употребления ПАВ. Организация летнего отдыха. Работа родительского комитета.  Рейды в семьи.

Слайд 16

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 16

Психологическое сопровождение Специально - коррекционные занятия. Индивидуальные консультации. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантным поведением. Диагностические методики: Цветовой тест М. Люшера; Социометрия; Карта психологической характеристики личностного развития младшего школьника;

Слайд 17

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 17

Организация педагогической помощи Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника". Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Слайд 18

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 18

Организация медицинской помощи Проведение систематического  осмотра медиками "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.   Организация психологической помощи Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Слайд 19

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 19

Организация свободного времени учащихся Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели. Изучение интересов и способностей детей. Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг. Изучение участия детей асоциального поведения  в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с  детьми асоциального поведения. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно - досуговых лагерей

Слайд 20

Комплексный подход к семьям подростков «группы риска», слайд 20