Презентация - Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского

8,037
просмотров
Презентации / Педагогика / Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского

Текст этой презентации

Слайд 1

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 1

Мурманский Государственный Гуманитарный университет. Мурманск, 2015 г.
Подготовила: Бакаева Наталья Романовна, студентка 2 курса психолого-педагогического института. Преподаватель: Панченко Татьяна Владимировна
Ян Амос Коменский – «Отец педагогики»

Слайд 2

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 2

Дата рождения: 28 марта 1592 Место рождения: Нивница, Чехия Дата смерти: Ноябрь 1670 Место смерти: Амстердам, Нидерланды Научная сфера: Педагогика, дидактика Известен как: «Отец педагогики»
Ян Амос Коменский

Слайд 3

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 3

— чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Ян Амо́с Ко́менский

Слайд 4

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 4

Биография и деятельность
Родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

Слайд 5

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 5

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Слайд 6

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 6

Педагогическая система Я.А. Коменского
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Слайд 7

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 7

Ян Амос Коменский говорил в «Великой дидактике» о разных ступенях образования, и об устройстве школ. Педагог не только стоял у истоков системы привычного нам образования. Он выделял несколько возрастных периодов учащегося:
детство — от рождения до 6 лет включительно, отрочество — от 6 до 12 лет, юность — от 12 до 18 лет, возмужалость — от 18 до 24 лет.
Основываясь на многолетнем опыте, педагог отмечает такие шестилетние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводил особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования.

Слайд 8

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 8

«Для детей до 6 лет включительно он предлагал материнскую школу, под которой он подразумевал дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначалась шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении. Для юношей (от 12 до18 лет) должны были быть латинские школы, или гимназии. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академии».
Целесообразность данной системы заключалась не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей: каждая возрастная ступень имела определенное содержание обучения. Должна была учитываться потребность общества в том или ином виде образования
Материнская школа оплачивалась семьей, школа родного языка — местной общиной, гимназия — центральным органом власти, академия — государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого.

Слайд 9

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 9

Учебники, составленные Коменским:
Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего. Материал в учебнике должен быть изложен детям ясным, простым языком. Из составленных Коменским учебников, особенно, широкую известность получили два: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631) и «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

Слайд 10

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 10

Дисциплина
Коменский протестовал против телесных наказаний детей. Учащиеся обязаны приходить в школу без опоздания и занимать в классе установленное место. На уроках учащиеся обязаны внимательно слушать объяснения учителя. Вне школы учащиеся также должны вести себя скромно и пристойно.

Слайд 11

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 11

Роль учителя и требования к нему
Коменский придавал большое значение учителю. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. Одним из важнейших качеств учителя Коменский считал религиозность.

Слайд 12

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 12

Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики в последующие века
Его приглашали для улучшения школьного дела в разные страны. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, являлись лучшими учебными книгами в течение более 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами

Слайд 13

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 13

Основные работы:
«Сокровищница чешского языка» 1612г. «Театр всех вещей» 1614г. «Материнская школа» 1632г. «Астрономия» 1632г. «Великая дидактика» 1633г. «Физика» 1633г. «Пансофическая школа» 1651г. «Школа – игра» 1656г. и т.д.

Слайд 14

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 14

Книги - это инструмент насаждения мудрости. (Коменский Я.А.)

Слайд 15

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского, слайд 15

Источники:
Ссылки: http://domostroitel.org.ru/page/yan-amos-komenskii http://www.aphorisme.ru/about-authors/komenskiy/?q=4532 http://www.wisdoms.ru/avt/b112.html