Текст этой презентации
Слайд 1
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»
Выполнил автор:
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
г.Чита, Забайкальский край г.Чита, 2016 г.
Слайд 2
Виды подчинения
Слайд 3
Виды подчинения
Слайд 4
Однородное подчинение
Слайд 5
Однородное подчинение
Слайд 6
При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…). Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда…), (когда…), (когда…).
Слайд 7
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах
1) Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
2) Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
3) Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Слайд 8
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения
1) Я проснулся когда солнце ещё не встало когда природа была объята предрассветным сном.
2) Надо было посмотреть как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
3) Вздрогнем если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
Слайд 9
Проверь себя!
1) Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
2) Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
3) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
Слайд 10
Последовательное подчинение
Слайд 11
Последовательное подчинение
Слайд 12
Последовательное подчинение
Слайд 13
Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ], (как…), (как…), (как…).
2. [ ], (когда…), (чтобы…).
3. (Когда…), [ ], (…которого…).
4. [ ], (что…), (которые…)
5. (Когда…), [ ], (хотя…).
Слайд 14
Проверь себя!
1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)
2) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)
3) Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)
4) Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)
5) Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)
Слайд 15
Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который) 2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…) 3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Слайд 16
Проверь себя!
1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который) 2) Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…) 3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
Слайд 17
Литература:
1 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008
2 Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык. 9 класс” - М.: Издательсво “Экзамен”, 2007