Презентация - Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле

3,731
просмотр
Презентации / Русский язык / Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле

Текст этой презентации

Слайд 1

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 1

Презентацию к уроку по подготовке к написанию сочинения-рассказа
Выполнила: Растягаева Е.Е., Учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №6 города Благовещенска»

Слайд 2

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 2

План:
1. Что такое гончарное ремесло? 2. Когда и где оно появилось? 3. Как создается керамика? 4. Какие способы декорирования керамики существуют? 5. Какие впечатления вызывают предметы гончарного искусства?

Слайд 3

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 3

Что такое керамика?
Керамикой называют изделия из глин и других неметаллических материалов, полученные с помощью обжига выше 800°С. Исходным состоянием сырьевых материалов является порошок, а конечным - единое твердое тело заданной формы.      В декоративно-прикладном искусстве керамика - это все разновидности художественных изделий из обожженной глины: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия.     

Слайд 4

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 4

Глина глине рознь…
Глины различают по цвету, пластичности, способности к сушке и спеканию без образования трещин. Встречающиеся повсеместно глины рыжего и бурого цвета содержат много окислов железа. Их называют небеложгущимися.     Наряду с обычными глинами для керамики используют каолины - белые разновидности глинистых пород, содержащие больше окиси алюминия. Каолины используются для производства фарфора и фаянса.    

Слайд 5

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 5

История появления керамики.
    Керамика появилась 12-15 тыс. лет назад, ещё в каменном веке. Сосуды лепились руками. В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавляли толчёные раковины и измельчённый гранит. Изделия обжигались на кострах. Позднее появились специальные печи.       В медном веке (4 - 6 тысяч лет назад) формы сосудов становятся разнообразными, появляются скульптуры людей и животных. Изделия начинают украшать орнаментом. Вначале узоры выдавливали штампиком и остриём по сырой глине, потом научились делать росписи цветными глинами.      Рисунки условными знаками отображали явления природы (молнию, луну, солнце, воду). Люди верили в магическую (колдовскую) силу этих знаков. Постепенно первоначальный смысл орнаментов забылся, и их стали делать просто для украшения.

Слайд 6

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 6

Изготовлением посуды поначалу занимались женщины. Это установлено по отпечаткам пальцев, сохранившимся на обожжённой глине. 6 тысяч лет назад изобрели гончарный круг. Древнейший гончарный круг вращали рукой. Потом появился более совершенный гончарный круг, имевший внизу тяжёлое маховое колесо, вращаемое ногами. Это резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины. В это время и появились ремесленники-гончары.

Слайд 7

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 7

Подбор сырья
Подготовка глины
Способ изготовления
Сушка
Обжиг
Технология производства керамики
Обработка поверхностей

Слайд 8

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 8

Сырье
    ПЕРВОЕ звено технологической цепи - подбор сырья. Глину брали вблизи поселения (обычно на берегу реки, озера, в овраге). Искали чистую, без песка, без гальки, не комковатую. Хорошая глина должна быть однородной, пластичной, хорошо разминаться в руках, при сжатии в кулак - держать форму.

Слайд 9

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 9

Подготовка глины
Глину в течении нескольких дней замачивают, затем основательно месят, чтоб она была мягкая и эластичная.

Слайд 10

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 10

    Глиняную посуду по способам изготовления можно разделить на лепную и гончарную. К лепным относится выделка изделий без применения гончарного круга, к гончарным - вытягивание на ручном или ножном гончарном круге.     Чаще всего игрушки делали вместе с посудой, иногда специально. Изготавливали их как гончары, так и просто умельцы.     Игрушки и свистульки в виде животных и птиц получали скульптурной лепкой. Отверствия у таких свистулек проделывали после завершения лепки. Когда изделие подсыхало - в отверствие помещали глиняный шарик, который обжигался вместе с игрушкой. Свистульки - трубочки делали на круглой палочке, которая выгорала при обжиге, образуя отверстие, куда вкладывали горошину.
Способы изготовления

Слайд 11

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 11

Последовательность формовки сосуда па гончарном круге

Слайд 12

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 12

1 - ручной, 2 - ножной и 3 - электрический гончарные круги

Слайд 13

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 13

Декорирование.
Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отделки керамики. Один из древних способов - лощение - очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчива. На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящее топливо, например вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.

Слайд 14

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 14

Изобретение глазурей
    Глазурь - это тонкий стекловидный слой, которым покрывают изделие. Глазурью поливают перед обжигом. Она бывает цветной и бесцветной, прозрачной и непрозрачной.      Цветные глазури знали уже на Древнем Востоке. Описание способа приготовления глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.).     

Слайд 15

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 15

Глазурь
Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива, тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски яркими и сочными, полностью предохраняя их от влаги.

Слайд 16

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 16

Гжельская роспись

Слайд 17

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 17

Петриковская роспись

Слайд 18

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 18

Орнамент

Слайд 19

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 19

Рыбьи чешуйки

Слайд 20

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 20

Ажурные сквозные кольца
Лепной
Лепной орнамент

Слайд 21

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 21

Сказочные персонажи, животные

Слайд 22

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 22

Роспись ваз

Слайд 23

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 23

Опорные слова для сочинения

Слайд 24

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 24

Мастер:
Волшебник, художник, творец, создатель, гончар, горшеня; лепит, творит, создает, декорирует, украшает.

Слайд 25

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 25

Стиль
Скульптурные изображения птиц, рыб, животных, сказочных образов; традиции, оттенки глины, обжиг, гончарный круг, жгуты глины, промысел.

Слайд 26

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 26

Орнамент
Лепной, рыбьи чешуйки, затейливый витой жгут, вдавленные пояски, сквозные, ажурные кольца

Слайд 27

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 27

Впечатления
Радость творчества, расцвет таланта, добрые, сказочные существа, удивительно утонченное творчество, благородство и теплота глины.

Слайд 28

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 28

Сочинение-рассказ о гончарном искусстве
1. Что такое гончарное ремесло? 2. Когда и где оно появилось? 3. Как создается керамика? 4. Какие способы декорирования керамики существуют? 5. Какие впечатления вызывают предметы гончарного искусства?

Слайд 29

Урок подготовки к написанию сочинения-рассказа о народном ремесле, слайд 29

Домашнее задание
Закончить работу над сочинением-рассказом о народном промысле