Презентация - Природа и Человек – главная тема искусства Востока
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема: Природа и человек – главная тема искусства Востока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
МХК. 7 класс
Составила
учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.
Слайд 2
Проверка домашнего задания:
Какое впечатление оказывает природа на человека?
Кто из художников, композиторов и поэтов создал образ леса?
Назвать японского художника, который обращался к теме природы.
Какие композиторы обращались к теме природы? Назвать наиболее яркие композиции К.Дебюсси? Какое произведение Бетховена наиболее известно в мире.
Слайд 3
«Что за страна Восток!.. Вообразите: направо - гора, налево - гора, впереди - гора, а сзади, как вы сами можете себе представить, синеет гнилой Запад!..» - восклицал Козьма Прутков.
Слайд 4
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока
На обширной территории, от Средиземного моря до Тихого океана, раскинулись земли, где много лет назад засияли ослепительным блеском древнейшие восточные цивилизации. К ним относят культуры Месопотамии, Индии и Китая. При всём разнообразии и самобытности каждой культуры, они имеют общие сходные черты.
Слайд 5
Художественная культура восточных цивилизаций символична. Она не копирует реальную жизнь, а, преломляясь в сознании художника, отражает её с помощью особого языка символов. Это делает искусство древнейших восточных цивилизаций загадочным и сложным для понимания европейцев.
Слайд 6
Природа и Человек — главная тема восточного искусства
На Востоке уже в глубокой древности Природа стала объектом тщательного изучения и наблюдения. Величественный мир Природы здесь осмыслялся в единстве бытия. В отличие от Греции, где человек был «мерой всех вещей», в восточном искусстве он лишь малая частица Природы.
Слайд 7
Особенно ощутимо такое восприятие Природы и Человека в художественной культуре Китая. Архитектурные сооружения не просто вписывались в природный ландшафт, а органично сливались с ним в тщательно продуманный единый ансамбль.
«Храм истинного единства» - комплекс со множеством храмов «Лунхушань». Китай.
Слайд 8
В качестве примера обратимся к характерным особенностям китайского зодчества. Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы.
Китайское зодчество
Пещерный монастырь Юньган. V-IV вв. Китай.
Пагода Сунъюэсы. VI в. Китай
Слайд 9
По неприступным крутым вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на протяжении 5000 км протянулась Великая китайская стена. По грандиозности и масштабу сравнить её можно лишь с древними египетскими пирамидами.
Великая Китайская стена. IV-III вв. до н.э.
Слайд 10
Её назначение было – оградить китайское государство от набегов кочевых племён с севера. Вот почему поверху проложена дорога шириной в 5-8 метров, по которой легко могли передвигаться войска. Через каждые 100-150 метров по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов на случай приближения противника.
Великая Китайская стена. IV-III вв. до н.э.
Слайд 11
Китайская живопись
Идея гармоничного единения человека с природой стала характерной и для китайской пейзажной живописи. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного-двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.
Ся Гуй. Далекий вид. XIII век.
Слайд 12
Зачастую картины китайских художников монохромны (одноцветны), но сколько в них едва уловимых оттенков и сочетаний! Особого мастерства достигли они в передаче воздушной перспективы.
Чжао Мэнфу. Две сосны и ровная даль. ок. 1310 г.
В произведениях пейзажной живописи художники передавали не столько очертания гор, деревьев и т.д., сколько мысль о безграничности окружающего мира.
Слайд 13
Не менее тщательно продумывались формат и композиционное решение картин: для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности, поросшей остроконечными верхушками сосен – вертикальный.
У Чжэнь. Одинокий рыбак. XIV в.
Ни Цзань. Деревья и долины горы Ю. 1372г.
Слайд 14
Известный поэт и живописец XVII века Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» писал:
«нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы», «среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево», «далёкие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».
Чжун Цинь, династия Минь. XIV-XVI вв.
Слайд 15
Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (1020-1090). Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы, особым образом влияющей на мир чувств и переживаний человека. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы.
Го Си. Деревья и ровная даль. Деталь. XI в.
Слайд 16
На горизонтальном свитке «Осень в долине Жёлтой реки» (фрагмент) художник располагает вдали бесконечную цепь гор, закрывающих хмурое осеннее небо. Передний план картины чёток, а очертания далёких гор расплывчаты, они кажутся окутанными влажной дымкой.
Го Си. Осень в долине Жёлтой реки. Фрагмент свитка. XI в.
Слайд 17
В картинах Го Си человек подчинён природе, неотделим от неё, слит с её жизнью. Вот почему мы едва различаем крошечные фигурки людей на фоне огромных, явно преувеличенных гор и деревьев.
Го Си. Осень в долине Жёлтой реки. Фрагмент свитка. XI в.
Слайд 18
Гармония Человека и Природы нашла своё поэтическое воплощение в творчестве многих китайских поэтов, и в особенности, Ли Бо (701-762). Его пейзажная лирика поражает глубиной философского проникновения в жизнь природы и человека. Художник-поэт не устаёт воспевать живописные реки и горы, солнечные закаты и ночное звёздное небо.
Китайская поэзия
Ли Бо, величайший поэт средневекового Китая. «Под луной одиноко пью»
Слайд 19
На горной вершине Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звёздам Могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко: Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой.
Ли Бо. Храм на вершине горы (Перевод А. Гитовича)
Ли Бо
Слайд 20
Закрепление материала. Какие страны относятся к Восточным странам? Где они располагаются? В какой стране человек был мерой всех вещей? А где человек был лишь малая частица?
Назвать шедевр зодчества Китая.
Какая идея была характерна для китайской живописи? Назвать великих китайских художников.
Назвать китайского поэта.
Слайд 21
Литература.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8_%D0%91%D0%BE
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: